Типы реактивов на золото и способы определения пробы

К сожалению, даже при покупке золота в дорогих магазинах с хорошей репутацией быть на 100% уверенными в его качестве не представляется возможным. Существует множество способов проверки золота, которые можно произвести в домашних условиях, но все они недостоверные, и на них полностью полагаться тоже нельзя. В условиях мастерской для проверки используют реактив на золото.

Проверка золота реактивом

Стадии апробирования золота

Апробированию подлежит каждое изделие из драгоценного металла, которое идет на импорт или в реализацию через торговые сети. Процесс контролируется государственными органами пробирной палаты. На украшениях проставляют клеймо, которое указывает на процентное содержание золота в сплаве. Например, 750 проба говорит о том, что благородного металла содержится 75%, 585 проба указывает на 58,5% и т.д. Для удобства и систематизации клеймения разработаны государственные системы проб, самыми известными из которых являются метрическая и каратная. Последняя используется в западных странах.

Процесс апробирования изделий из золота состоит из нескольких стадий.

  1. Визуальный осмотр изделия. Особое внимание уделяют качеству клейма, его четкости, ровности линий и различимости. На подделках проба имеет неровную структуру, цифры и буквы плохо видны. Кроме этого, внимательное рассмотрение символов поможет выявить позолоту или бижутерию. Специалист при визуальном осмотре украшения легко определит его качество и принадлежность к той или иной группе сплавов.
  2. Зачистка изделия. С разрешения владельца часть поверхности украшения перед апробированием зачищают. Это необходимо для подтверждения того, что проверяемый экземпляр действительно золотой, а не позолоченный. Во время работы применяются надфили, напильники с мелкой насечкой и инструмент для точной обработки поверхностей металлических изделий — шабер. Процедуру выполняют с внутренней стороны изделия, как можно аккуратней и подальше от пробирного клейма.
  3. Нанесение реактива. После предварительного определения пробы на зачищенную часть украшения в вертикальном положении наносят реактив. Капля не должна растекаться. Важным моментом является время выдержки пробирного материала на поверхности. Оно изменяется в зависимости от типа реагента и пробы. Кислоты на металле с клеймами 375, 500 и 585 выдерживаются 5-10 с, а с клеймом 750 — 20 с. Хлорное золото должно находиться на поверхности 7-12 с, йодистый калий — не более 5 с. Несоблюдение временных отрезков приведет к искажению характерной химической реакции. По окончанию процедуры каплю реактива удаляют салфеткой или кусочком бязи.


Нанесение реактива на золото
Апробирование ювелирных украшений сопровождается характерными реакциями, в соответствии с которыми и устанавливается проба сплава. Процедура актуальна для изделий, клеймо на которых стерлось и плохо просматривается.

Раствор Люголя

На самом деле, йод (обычный йод I2) в воде нерастворим. А растворим его комплекс с йодидом калия. Это соединение называется раствором Люголя и он умеет растворять золото. Между прочим, им же часто смазывают горло болеющим ангиной, так что не все так однозначно.

Эта реакция также идет через образование комплексов. Золото образует с йодом комплексные анионы. Используется, как правило, для травления золота — процесс, при котором взаимодействие идет только с поверхностью металла. Раствор Люголя удобен в этом случае, потому что в отличие от царской водки и цианидов, реакция идет заметно медленнее (и реактивы доступнее).

Виды реактивов и их действие на сплавы из золота

Проверка золотых украшений проводится с применением нескольких типов реактивов. Каждый из них используется для определенного сплава и оказывает на него характерное влияние.

Хлорное золото

Хлорное золото — реактив, применяемый для апробирования ювелирных изделий без указания проб. Таким образом, можно узнать, содержится ли в проверяемом сплаве драгметалл и в каком количестве.

Хлорное золото подходит для выявления подделок. С его помощью можно отличить настоящее золото от позолоты и бижутерии. Кроме этого реактив применим для белого драгметалла 500, 583/585 пробы.

Выбирая химический препарат для апробирования ювелирных изделий, нужно знать, что он работает только на сплавах с содержанием золота до 60%.

Кислотные реактивы

Кислотные составы для проверки драгоценных металлов представляют собой смесь азотной и соляной кислот в различных пропорциях. К ним добавляется дистиллированная вода. Например:

  • азотная кислота плотностью 1,5;
  • соляная кислота, плотностью 1,20;
  • дистиллированная вода.

Количество реактивов напрямую зависит от проб исследуемых сплавов.

Действие кислотных реактивов на золото бывает двух видов. На одних изделиях они оставляют светлое пятно, на другие не оказывают никакой реакции. На высокопробные сплавы к химический элемент не действует, либо оставляет на них темные отметины.

Каждому кислотному реактиву соответствует определенная проба для анализа: 375, 750 и т.д. Чем меньше содержание золота в сплаве, тем более выраженный цвет будет иметь пятно от реагента.


Кислотные реактивы для определения золота

Кислотосодержащие препараты при апробировании золотых сплавов 375, 500, 750 пробы оставляют на зачищенном месте прозрачную каплю без какого-либо следа. В редких случаях появляется едва уловимая легкая тень.

Если реактив капнуть на изделие из недрагоценного металла, на его поверхности начнется определенная реакция с последующим пузырением и появлением зеленоватого осадка. Также появится специфический неприятный запах.

Раствор йодистого калия

Средство применяется для проверки сплавов с высоким содержанием драгметалла. С помощью этого химического вещества определяют подделки из металлов, которые устойчивы к другим реактивам. Реактив с раствором йодистого калия не действует на сплавах, проба которых начинается от 900. На изделии с клеймом 800 и на бижутерии с высокой химической устойчивостью образуется черное или зеленое пятно с возможным последующим пузырением.

Кристаллические решётка:

300Кристаллическая решётка
311Кристаллическая решётка #1
312Структура решётки
313Параметры решётки
314Отношение c/a
315Температура Дебая
316Название пространственной группы симметрии
317Номер пространственной группы симметрии

Методика применения реактивов

Реактивы для золота могут достаточно точно определить их пробу, их удобно использовать в больших масштабах, а не в домашних условиях. Их применение для апробирования начинается с осмотра изделия. Иногда хватает одного взгляда на пробу, чтобы определить подделку. Клеймо может содержать асимметричные символы, кривые формы и изображения. Следующим шагом идет определение принадлежности сплава к группе низкопробного или высокопробного золота.

Поверхность изделия в определенном месте зачищается. Это помогает узнать, есть ли под золотым слоем другой металл или это единый сплав. Дальнейшая методика зависит от типа выбранного реактива.

Хлористое золото не одинаково действует на разные составы. Для проверки чистоты реагент наносят на поверхность украшения. Сплавы от 585 до 999 пробы никак не отреагируют на химическое соединение. На изделиях, в которых драгметалла содержится половина от общей массы, хлорное золото оставит темное пятно. Если же в материале ничтожно малое содержание желтого металла, менее 50%, реактив вызовет реакцию в виде сильного потемнения и появления осадка. Чем ниже проба, тем насыщенней будет цвет и сильнее осадок.

При использовании хлорного золота нужно быть очень внимательным и соблюдать время выдержки препарата на золотой поверхности. Капля должна быть небольшой и четко лежать на своем месте, не растекаясь по всему изделию. После завершения работ химикат сразу же убирают.


Перед применением реактивов поверхность изделия в определенном месте зачищается

Азотная кислота считается самым доступным и распространенным способом апробирования ювелирных украшений. На защищенную поверхность с помощью пипетки капают реактив и выжидают пару минут. Попадая на сплав ниже 583 пробы, кислота вызывает выделение газа. Чем ниже содержание золота, тем сильнее будет происходить пузырение под каплей. После проверки реагент сразу вытирают небольшим кусочком ткани или бумажной салфеткой.

Йодистый калий применяется аналогичным способом, как и предыдущие реактивы. Единственно, что нужно помнить, препарат действует только на сплавы с содержанием основного металла выше 80%.

Другие методы

Для оценки качества золотого изделия лучше воспользоваться услугами специалиста. Оценщики в ломбарде или ювелирке точно знают все тонкости проверки подлинности золота, а их рабочие места оснащены специальными приборами и реактивами.

Сходите в ломбард

Оценщики имеют дело с десятками, даже сотнями изделий ежедневно. В их распоряжении увеличительные стекла, надфили, реактивы для апробации. Например, проверка с помощью хлорного золота доступна только у специалиста. Этот химикат сложно найти в продаже. Услуга оценки может быть платной.

Лайфхак: если прикинуться потенциальным клиентом, а потом передумать продавать, можно сэкономить.

Отправьтесь к ювелиру

В ювелирной мастерской также есть необходимые для проверки золота кислоты. Мастера, работающие с ломом, приобретают специальные приборы, например ДеМон. Услуги проверки подлинности украшения и определение пробы обойдутся до 1000 рублей.

Химические реакции различных проб золота на реактивы

Ниже в таблице приведены реакции сплавов различных проб на тот или иной реагент.

Реактив/ПробаХлорное золотоКислотыЙодистый калий
Ниже 375грязно-темно-зеленое, серо-зеленое пятногрязно-темно-зеленое, серо-зеленое пятно
375 пробазеленовато-коричневое пятно
500 проба желтого золотасветло-коричневое пятнокапля остается прозрачной. Каштановое пятно при использовании реактива для 585 пробы
500 проба белого золотапятна разных оттенков коричневогопятна разных оттенков коричневого
585 проба желтого золотакапля прозрачнаясветлое пятно
585 проба белого золотапятно золотистого цветабежевое, золотистое или оранжевое пятно
750 проба желтого золотаедва уловимое пятноедва уловимое пятно
750 проба белого золотасветло-коричневое пятносветло-коричневое пятно
800 и 900 пробытемно-красное пятно

Ссылки [ править ]

  1. ^ а б в г д Эгон Виберг; Нильс Виберг; А.Ф. Холлеман (2001). Неорганическая химия
    (101-е изд.). Академическая пресса. С. 1286–1287. ISBN 978-0-12-352651-9.
  2. «Хлорид золота» . Американские элементы . Проверено 22 июля 2019 года .
  3. ES Кларк; Д.Х. Темплтон; CH MacGillavry (1958). «Кристаллическая структура хлорида золота (III)» . Acta Crystallogr
    .
    11
    (4): 284–288. DOI : 10.1107 / S0365110X58000694 . Проверено 21 мая 2010 .
  4. Н. Н. Гринвуд, А. Эрншоу, Химия элементов
    , 2-е изд., Баттерворт-Хайнеманн, Оксфорд, Великобритания, 1997
  5. Справочник по химии и физике
    , 71-е издание, CRC Press, Анн-Арбор, Мичиган, 1990
  6. Индекс Merck . Энциклопедия химикатов, лекарств и биологических препаратов
    . 14. Ред., 2006, с. 780, ISBN 978-0-911910-00-1 .
  7. Х. Нечамкин, Химия элементов
    , McGraw-Hill, Нью-Йорк, 1968
  8. AF Wells, Структурная неорганическая химия
    , 5-е изд., Oxford University Press, Оксфорд, Великобритания, 1984
  9. Г. Дайкер, Эльдорадо для гомогенного катализа?
    , в
    Organic Synthesis Highlights V
    , H.-G. Шмальц, Т. Вирт (ред.), Стр 48-55, Wiley-VCH, Weinheim, 2003

  10. Ю. Фукуда; К. Утимото (1991). «Эффективное превращение неактивированных алкинов в кетоны или ацетали с катализатором золота (III)».
    J. Org.Chem.56
    (11): 3729. DOI : 10.1021 / jo00011a058 .
  11. СПРОСИТЕ Хашми; ТМ Frost; JW Летучие мыши (2000). «Высокоселективный синтез арена, катализируемый золотом». Варенье.Chem.Soc.122
    (46): 11553. DOI : 10.1021 / ja005570d .
  12. А. Стивен; К. Хашми; М. Рудольф; JP Weyrauch; М. Вёльфле; В. Фрей; JW Летучие мыши (2005). «Золотой катализ: доказательство наличия оксидов арена в качестве промежуточных продуктов в синтезе фенола». Angewandte Chemie International Edition
    .
    44
    (18): 2798–801. DOI : 10.1002 / anie.200462672 . PMID 15806608 .
  13. Ли, Зиганг; Брауэр, Чад; Хэ, Чуан (1 августа 2008 г.). «Органические превращения, катализируемые золотом». Химические обзоры
    .
    108
    (8): 3239–3265. DOI : 10.1021 / cr068434l . ISSN 0009-2665 . PMID 18613729 .

Меры безопасности при работе с химическими реактивами

Химические реактивы довольно агрессивные вещества, поэтому при работе с ними необходимо придерживаться определенных правил безопасности. Особенно это касается использования кислот.

На поверхность, где будет проходить процедура апробирования, нужно постелить плотную ткань. Руки защищаются перчатками, одежда передником. Кислоты разбавляются в специальной емкости, добавляясь тонкой струйкой в дистиллированную воду. Жидкость может нагреться. Перед применением состава на золоте его нужно охладить.

Уход, чистка и хранение позолоченных изделий

Чтобы украшение прослужило как можно дольше, необходимо соблюдать несколько простых правил по уходу за позолотой.

НошениеОбязательно снимать позолоченные украшения перед любым контактом с водой (душ, бассейн, мытье посуды) или спортивными занятиями. Избегать попадания на поверхность косметических средств. Не забывать, что повседневная носка сокращает срок их службы.
ХранениеХранение только в отдельной шкатулке или тканевых мешочках, чтобы не повредить слой другими украшениями.
ЧисткаЧистить только мягкой тканью без использования абразивов. Если просто появились темные пятна, достаточно протереть обычным уксусом и промыть в воде. Блеск поможет вернуть яичный белок (после него также надо будет промыть в чистой воде). Раз в год изделия надо сдавать ювелиру на профессиональную чистку.

Несмотря на то, что рано или поздно покрытие стирается, его всегда можно обновить в мастерской у ювелира.

Применение и техника работы с пробирным камнем

Кроме химических реактивов проверить пробу драгметалла можно пробирным камнем. Минерал природного происхождения относится к группе кремниевых сланцев и содержит около 8% углерода, что придает ему черный цвет. Есть также и искусственные пробирные камни.

Применение инструмента начинается с его подготовки. Поверхность протирают касторовым маслом, потом наносят натиры — плотные полосы не более 2-3 мм в ширину и до 20 мм в длину. Рядом наносят вертикали эталонными иглами, отвечающими той или иной пробе. Натиры смачивают реактивами и смотрят за происходящей реакцией. Темный осадок по сравнению с реактивом, свидетельствует о малом содержании золота в сплаве, светлый, наоборот, о более высоком.

Преимуществами апробирования ювелирных украшений на пробирном камне является сохранение их целостности, проверка любых сплавов, а также простота проведения процедуры.

Покупка реактивов для золота будет оправданной тратой в том случае, если они будут использоваться в мастерской или ломбарде. Для домашней проверки подойдут менее сложные материалы. Кроме этого, человек, проводящий апробирование, должен обладать определенными навыками, т.к. реагенты стоят дорого, и их нерациональный расход может ударить по карману.

Что такое позолота

Позолота — это тончайший слой золота, который может скрывать практически любой материал. Толщина его при этом может быть от 1 до 20-25 микрон, а предмет становится практически неотличим от золотого. Метод используется не только в ювелирном искусстве, но и в архитектуре, дизайне и даже косметологии.

Краткая история появления

Впервые искусство золочения предметов роскоши возникло еще несколько тысячелетий назад в Древнем Египте. Именно он стал первой страной, в которой добыча золота приняла промышленные масштабы. Так как все прииски принадлежали фараону, нет ничего удивительного в том, что в первую очередь золочению подвергались предметы быта правящей семьи.

Есть альтернативная версия, которая утверждает, что практика позолоты возникла в Китае. Однако простое сравнение исторических фактов говорит в пользу Египта. Позолоченные саркофаги египетских фараонов насчитывают больше 5000 лет, в то время как в Лао Тан (провинция Китая, которая считается родиной позолоты) тонкие золотые пластины производятся только около 2 тысячелетий.

Искусство золочения, пройдя через Ближний Восток и попав в Древнюю Русь, получило значительный толчок для развития и вышло на совершенно новый уровень. Именно на Руси золото стало не просто признаком статуса и роскоши, но и символом веры и божественного света.

Мнение эксперта

Всеволод Козловский

6 лет в ювелирном деле. Знает все о пробах и может определить подделку за 12 секунд

Популярность позолоты, так полюбившейся русскому человеку, привела к созданию оригинальной школы, разработке собственных методов и секретов. Мастера по золочению брали мальчиков с самого раннего возраста, чтобы передать им все тонкости своей профессии. И только немногие из них действительно достигали вершин мастерства.

Следующий шаг в развитии искусства — заслуга архитекторов, в первую очередь Бартоломео Растрелли. Именно он ввел в моду стиль барокко, для которого характерна позолота не только мебели, но и лепнины.

Открытие гальванического метода Б.С. Якоби в XIX веке сделало золочение ювелирных изделий более безопасным и простым. Гальваника вывела методику нанесения позолоты на новый уровень.

Проверка драгоценного металла на подлинность

Перед тем как узнать, какая проба на украшении, целесообразно выяснить из золота ли изделие вообще. Если же оно окажется всего лишь позолоченным, то нет смысла тратить время и определять пробу отсутствующего ценного металла.

Наиболее просто выявить золото можно при помощи его магнитных свойств. Данный металл практически не реагирует при приближении к нему магнита. Логично предположить: если проверяемое украшение притягивается к магниту, то оно является не более чем подделкой с позолотой. Хотя в самых редких случаях изделие может состоять и из золота, но наименьшей пробы. Тем не менее платить за него, как за золотое, не имеет смысла.

Есть еще один простой способ выявления золота. Для этого понадобится обыкновенный уксус. Если изделие поместить на некоторое время в раствор из уксуса, и при этом не будут происходить специфические реакции и не произойдет изменений в цвете, то это золото подлинное. Если же проверка велась позолоченной подделки — она бы, как минимум, потемнела.

Подобный метод можно использовать и с применением йода. Поверхность изделия придется немного расцарапать наждачной бумагой с мелкой зернистостью. Далее на это место нанести йод при помощи ватной палочки. Если обработанная часть потемнеет — перед вами золото, так как остальные металлы никак не отреагируют на йод. Но данный способ имеет явный недостаток — пятно от йода очень некрасивое, и удалить его вряд ли получится легко и просто.

Предлагаем ознакомиться Стираем кроссовки вручную: важные нюансы

Есть люди, которые умеют определять золото на слух. Но немногие на это способны, так как это на самом деле очень сложно. Удается это индивидуумам с музыкальным слухом, и соответственно, в полной тишине. Как же распознать этот драгоценный металл подобным образом? Нужно просто уронить его с небольшой высоты на ровную и твердую поверхность.

Еще одним простым способом для выявления золота дома является проверка с помощью хлеба. Для этого изделие нужно поместить в мякоть хлеба, только свежего. Хлеб нужно сохранять в прохладном и темном месте. По истечении нескольких дней достать и разломать уже черствую буханку. Если на изделии появились зеленые следы от окисления — значит, оно изготовлено не из дорогого металла или с большими примесями других элементов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]