Позолота — это драгоценное покрытие в различных областях от кондитерских изделий до церковной утвари. Золочение металла в домашних условиях

Научившись выполнять золочение в домашних условиях, что не так сложно, как может показаться на первый взгляд, вы сможете вернуть вторую жизнь любимым украшениям из меди и серебра. Изделия, изготовленные из золота, уже на протяжении многих лет пользуются огромной популярностью как у женщин, так и у мужчин. Чтобы обладать такими изделиями без серьезных затрат на их приобретение, достаточно овладеть технологией золочения.

Покрыть позолотой можно как цветные сплавы, так и сталь или чугун

Что такое золочение и позолота. История искусства золочения — горячий способ из античности

Позолота — это тонкий золотой слой, которым покрывают разнообразные поверхности, чтобы придать предмету схожесть с драгметаллом. Толщина варьируется от 1 до 25 мкн.

Технология позволяет использовать золочение в дизайне украшений, интерьера, архитектуре, косметологии и пищевой отрасли.

Искусство золочения известно много тысячелетий. Ранее использовали два метода: холодный, горячий. В основе холодного способа лежало крепление золотых пластин к поверхности. Горячий метод заключается в применении огня: на предметы наносили золото и ртуть. Поверхность обжигали, ртуть испарялась, а золото крепко прилипало к основе. Знания о токсичном действии и тяжелые отравления работников на производстве заставили отказаться от метода.

Первая позолоченная бижутерия, предметы быта были обнаружены еще во времена античности. Древние египтяне одними из первых стали покрывать позолотой саркофаги фараонов. Дальше золочение освоили Китай и Древняя Русь. С тех пор было множество техник, как покрыть разные предметы золотой оболочкой.

Техника золочения сусалью
Гальваническая методика позолоты известна с 19 века, считается безопасной для использования ювелирами. Гальваника была новым этапом развития в эпохе позолоты.

Активное изучение свойств золота позволило использовать методы позолоты в живописи, иконописи, ковке или литье для декора мебели, архитектуре зданий от оформления древнеегипетских гробниц до помпезного стиля барокко Бартоломео Растрелли.

Готовые решения для гальваники

Золочение жетона

Сделать профессиональное обновление позолоты на предметах можно в .

Компания проводит исследования в области гальваники, разрабатывая новые технологии в этом направлении.

Целью научной работы является нанесение металлов на различные проводящие и не проводящие основы. Наши специалисты помогут Вам нанести золочение, палладирование, меднение, никелирование или серебрение.

Мастера компании принимают заказы любой сложности и работают согласно требованиям заказчика. Изготавливаются пробные образцы для определения цены заказа при большом объеме работы.

Другое направление деятельности – профессиональное изготовление электролитов для предприятий и частных лиц. Можно заказать любой раствор, даже по собственному рецепту – он будет не только изготовлен, но и апробирован. Компания проводит также обучение технологов и мастеров.

Вам также будет интересно:

Типы золочения

Электролиты золочения

Золочение

Обучение гальванике

Гордиенко Анастасия Вадимовна Автор материалов Должность: главный технолог ООО «6 микрон» Образование: высшее Опыт работы в гальванике: 13 лет

При оформлении заказа онлайн скидка 10 %!

Наш приоритет — индивидуальный подход к каждому заказу и качество выполняемых работ!

Отправить заявку или задать вопрос:

4.9/5 — (422 голоса)

Какие металлы можно золотить

Ювелиры достаточно часто используют золотистое напыление для серебряных предметов. Покрытию золотом также подлежит бронза, медь, чугун, латунь, алюминий, оцинкованное железо и другие известные металлы. Отдельные отрасли практикуют золочение деревянных, глиняных, пластиковых, гипсовых предметов. Золотой слой можно придать керамике, картону.

Позолота украшения

Зачем нужно золочение меди?

Золочение меди, выполняемое специалистами нашей компании, моментально повышает стоимость изделия из неблагородного металла, ставя его в один ряд с драгоценностями. Тончайший золотой слой, нанесенный на медную «побрякушку», превращает её в дорогостоящее изделие из благородного металла. Преимущества медных украшений с позолотой заключаются в следующем:

  • возможность использовать в оформлении полудрагоценные или драгоценные камни;
  • покрытие меди золотом продлевает срок службы изделия;
  • низкая стоимость.

Также неоспоримым преимуществом позолоты меди в нашей компании считается приобретение любимым изделием антикоррозийных свойств, что значительно продлевает срок его службы.

Технологии золотого окраса

Техника золочения менялась, совершенствовалась и разделилась на два основных способа нанесения: глиняное и на мордановый клей.

  • Старинное глиняное золочение: многослойная подготовка поверхности с применением сложносоставного грунта, полимента под нанесение уже самого сусального золота для рельефности. Такой способ подходит для обработки деревянных покрытий внутри помещений, изделий на глиняной основе, икон. Сегодня существуют специальные смеси, готовые к использованию, которые легко купить в СПБ, Москве и др. регионах страны.
  • Популярное золочение на клей: золотой слой накладывается на специальный маслянный лак-мордан. Достоинства метода: простота, доступность, устойчивость к влаге. Данная техника применяется мастерами чаще и на различных поверхностях: металл, дерево, гипс, мастика, камень.

Практика домашнего золочения

Методика позолоты в условиях дома, а не специализированной лаборатории достаточно сложна, и не всегда выполнима. Химические реактивы, которые необходимы для золочения в домашних условиях, не всегда доступны для любителей. Сам по себе процесс золочения совсем не простой, он требует навыков и опыта.

Механическую методику чаще называют сусальным золочением. Нанесение позолоты сводится к покрытию изделий золотой фольгой. Тонкие листы мягкого золота наносят на изделие, толщина листов определяется в несколько микрон.

Механический способ золочения

В механическом методе можно разграничить два главных подхода:

  1. Масляное направление. В основу этого направления положена технология поклейки золотого листа на масляный лак. Преимущество этого способа — возможность покрывать позолотой изделия из весьма разнообразных материалов, в том числе и металлические предметы, и детали из пластика. Из недостатков следует отметить влияние влаги на позолоченную поверхность. Изготовленный таким способом предмет имеет матовую поверхность, без характерного блеска.
  2. Технология клеевого золочения практически не претерпела изменений с древних времен. На специально подготовленную поверхность наносят до 10 слоев полимента, затем на поверхность накладывается сусальное золото.

    Идеальной основой для такой процедуры золочения служат дерево и полиуретан. Блеск, получаемый в результате этого метода, может удовлетворить самые взыскательные требования потребителей. Производить золочение таким способом возможно только лишь в идеально сухом производственном помещении.

Электрохимический способ нанесения позолоты

Нанесение позолоты электрохимическим способом тоже имеет несколько разновидностей:

  1. При позолоте изделий гальваническим методом золочения, металлическую деталь погружают в состав солей благородного металла. Когда через смесь пропускается электроток, то частицы солей золота с положительным зарядом концентрируются на исходном предмете. В результате на выходе получается крепкий слой золота, химическая прочность которого достаточно велика.
  2. Самым эффективным способом признан метод электрохимической металлизации. Применение гелей, содержащих металл и специализи- рованного источника питания, позволяют сделать процесс золочения более быстрым и технологичным.

    Покрытие, нанесенное таким способом, обладает молекулярной связью с исходной поверхностью, а стойкость его повышается в разы, благодаря присутствию солей кольбата. К технологическим преимуществам можно отнести отсутствие надобности в емкости для золочения, также покрытие золотом можно производить на предметах, самых различных размеров. Разбирать исходное изделие не надо, позолота оседает только на токопроводящих поверхностях.

На дому часто используют способ натирания металла. Для этого хлорное золото кладут в раствор цианистого калия, досыпая мел, доводят раствор до состояния кашицы.

Если в эфире растворить хлорное золото, то таким раствором тоже можно проводить золочение. После испарения эфира, на поверхности исходной детали образуется тончайший слой золота с характерным блеском. Используя данный раствор, можно с помощью пера, делать на металле золотистые рисунки.

Виды нанесения позолоты специалистом

Активно применяются несколько простых, доступных методов золочения. Для покрытия элементов интерьера, предметов быта, бижутерии может применяться сусальное золото или поталь.

Сусаль для покрытия

Сусальный способ подразумевает применение листового золота 960 пробы. Метод используют, чтобы покрывать купола храмов, иконы, скульптуры, фонтаны, часы и другие части декора. В последнее время популярно использование пищевого золота, для украшения тортов, десертов, конфет, даже мясных блюд.

Для таких целей используется сусаль с толщиной пластин в 10 раз тоньше, чем сечение у человеческого волоса.


Сусальное золото

Недорогое использование потали

Поталь сегодня считается более дешевой альтернативой золотых пластин. Благодаря отсутствию драгметаллов, грамм такого покрытия обходится в десятки раз дешевле. Производится в виде золотистой фольги или полос. Является медно-алюминиевым или цинковым сплавом.

Изменяя состав сплава можно имитировать золотой, серебряный, бронзовый материал. На такие поверхности можно нанести рисунок.

Защитить украшения от повреждений может родий.

Золочение своими руками

Позолота в домашних условиях предусматривает несколько способов:

  • обработка предметов с применением хлорного золота;
  • цинковый контакт;
  • обработка гальваническим способов.

Эти методы можно использовать дома, но потребуются химические вещества, инструмент и специальная техника, что не всем доступно.


Золочение поталью

Рецепт окрашивания хлорным золотом

Для покрытия золотом в домашних условиях применяется хлорное золото, изготовить которое можно расплавив драгметалл в «адской смеси», состоящей из пропорции 1:3 азотной и соляной кислот.

Электролиты золочения поверхности металлов.

2.1 Цианистые электролиты.

При золочении используют цианистые и нецианистые электролиты. Цианистые в свою очередь делятся на кислые, щелочные и нейтральные. Все цианистые электролиты содержат то или иное количество свободного цианида калия.

В щелочных и нейтральных растворах золото находится в основном в виде комплекса K[Au(CN)2]. Присутствие трехвалентного комплекса K[Au(CN)4] возможно в незначительных количествах.

2.1.1 Катодный процесс в цианистых электролитах золочения.

Реакция, определяющая потенциал электрода:

[Au(CN)2]- = AuCN + (CN)- AuCN = Au+ + (CN)-

Катодные поляризационные кривые для щелочного электролита приведены на рисунке 1, поляризация электроосаждения золота из кислых и нейтральных растворов находится в области более положительных значений.

Рисунок 1 — Поляризационные кривые золота в щелочном цианистом электролите (г/л Ag в пересчете на металл): 1 — 17, 2 — 30.

Рассмотрим поляризационные кривые на рисунке 1 более подробно:

• На 1 и 2 участках кривых при потенциале от -0,4 до -0,6 В в элементарной реакции участвуют AuCN или Au2(CN)2. • На 3 и 4 участке при потенциале от -0,7 до -0,9 В — [Au(CN)2]-. • На 5 участке — [Au(CN)2]- и Н+. Под воздействием сильного электрического поля в ДЭС у катода происходит адсорбция аниона [Au(CN)2]- положительным концом к катоду, что облегчает процесс разряда:

[Au(CN)2]- + e = [Au(CN)2]2- [Au(CN)2]2- = Au + 2(CN)-

Трехвалентный комплекс золота изучен очень мало. Одним из исследователей был А.Кнодлер. Известно, что нагрев щелочного электролита и повышение рН способствует образованию одновалентного золота. Если рассмотреть реакции:

[Au(CN)4]- = [Au(CN)2]- + (CN)2 (CN)2 + 2(OH)- = (CN)- + (CNO)- + H2O [Au(CN)4]- + 2(OH)- = [Au(CN)2]- + (CN)- + (CNO)- + H2O

то становится очевидным, что разложение трехвалентного комплекса золота действительно должно ускоряться с ростом рН (увеличением концентрации OH-).

В нейтральных и кислых растворах трехвалентный комплекс устойчив даже при нагреве.

Если в растворе присутствует трехвалентный комплекс золота, то его разложению способствует металлическое золото и свободный цианид:

[Au(CN)4]- + 2Au + 2(CN)- = 3 [Au(CN)2]-

В качестве металлического золота могут выступать аноды, позолоченные детали, оставленные без тока, частички золотого шлама и остатков покрытия, упавших в ванну. Катодный выход по току в щелочных растворах может достигать — 70-80%, нейтральных — почти 100%, кислых — 30-40%. Работа на низких плотностях тока сопровождается снижением ВТ. Уже осажденное золотое покрытие при этом растворяется по реакциям:

2Au + 4KCN + O2 + 2H2O = 2K[Au(CN)2] + H2O2 + 2KOH 2Au + 4KCN + H2O2 = 2K[Au(CN)2] + 2KOH

2.1.2 Анодный процесс в цианистых электролитах золочения.

Анодный процесс при золочении имеет некоторые аномалии — как в механизме, так и в выходе по току. Аномалии в основном связаны с возможностью образования комплексов трехвалентного золота.

Возможно использование растворимых и нерастворимых анодов:

  • Растворимые аноды при золочении можно применять только в щелочных цианистых растворах. Они могут растворяться химически в цианидах, что повышает анодный выход по току. Со временем трехвалентный комплекс восстанавливается и анодный процесс стабилизируется.
  • В качестве нерастворимых анодов используются платинированные / ирридированные титановые пластины или сетки.

Популярное применение позолоты

Позолота много веков используется человеком в разных сферах. Наиболее популярно ее применение в современных технологиях ювелирного производства и пищевой промышленности.

Блестящее золочение

Качественное золочение современных украшений

В своих украшениях позолоту используют известные ювелирные бренды, такие как:

  • SOKOLOV. Большая часть продукции изготовляется из серебра. Высокопробное золото используется для их покрытия. Толщина слоя может достигать 5 мкн. Между слоями «прослойкой» служит палладий. Такое покрытие не только улучшает внешний вид украшений, но также усиливает их прочность.
  • Pandora – производит украшения из благородных металлов. В своих технологиях может использовать позолоту для покрытия особенной линейки украшений. Pandora Shine линейка серебряных изделий с использованием гальванического покрытия. Такой способ позволяет придать золотистый оттенок, сгладить поверхность. Серия Pandora Rose отличается интересным розоватым тоном изделий. Украшения изготавливаются из смеси серебра, меди, палладия и 14 каратного розового золота. Розовый слой защищает поверхность от потускнения, усиливает прочность.

Популярным также считается турецкое золото, предлагаемое туристам. Турецкие мастера используют сплавы золота, меди и серебра. Для улучшения внешнего вида используется позолота. Независимо от количества состава благородных металлов, украшения считают ювелирными, с соответствующей стоимостью.

Сусаль в пищевой отрасли

Еще в средние века стало популярно использовать золото как пищевую добавку, ей приписывали лечебные свойства. Такая тенденция возродилась в наши дни. Сусальное золото можно встретить в кондитерских и ресторанах. Им покрывают десерты, пирожные, конфеты. Отдельные гурманы предпочитают позолоту с морепродуктами и мясом. Для удобства в пищевой промышленности используется золото в листах, порошкообразное, в виде хлопьев и гранул.

Такое украшение считается важным акцентом блюда, подчеркивая праздничную атмосферу.


Пищевое сусальное золото

Что такое золото? Свойства золота.

Золото (Au от латинского Aurum

) принадлежит к 11 группе периодической системы Д.И.Менделеева. Оно относится к типичным благородным металлам и имеет нехарактерный для них желтый цвет. Атомная масса и плотность золота велики: 196,97 г/моль и 19,32 г/см³ соответственно, стандартные электродные потенциалы очень положительные: Au+ = +1,83 В, Au3+ = +1,52 В.

Золото отличается высокой температурой плавления 1064,18о С, выраженной пластичностью и отличной тепло- и электропроводностью. Его удельное электрическое сопротивление в чистом виде составляет 0,024 Ом*мм.

С точки зрения химических свойств при нормальных условиях золото инертно к большинству кислот и не образует оксидов.

Золото растворяется только в царской водке, ртути, щелочных цианистых растворах, концентрированной селеновой кислоте при 200° C, хлорной и бромной воде, хлорной кислоте.

Покрытия золотом и его сплавами нашли широкое применение в электронике и художественной обработке изделий. Как антикоррозионное покрытие золото можно применять только при условии его беспористости. Его электродный потенциал столь положителен, что в паре с электроотрицательными металлами типа железа в порах покрытия будет образовываться очень жесткая коррозионная гальванопара.

Обозначение гальванического золочения — Зл.

Толщина наносимого покрытия может варьироваться от 0,025 мкм до 20 мкм в зависимости от назначения.

По своим физико-химическим свойствам гальваническое золото может отличаться от металлургического. Так, в процессе электролиза в золото могут включаться примеси. Это вызовет как изменения в части электропроводности, так и в части пластичности. Так, напряжения в покрытии могут иметь как положительный, так и отрицательный характер. Электропроводность же всегда будет снижаться. Легирование золотых покрытий никелем, кобальтом, серебром и сурьмой повышает их микротвердость, износостойкость, коррозионную стойкость и мелкокристалличность.

Чистое золотое

покрытие имеет:

  • микротвердость: 1046 МПа;
  • износостойкость: 1 (условно);
  • удельное электросопротивление, по разным источникам: 0,030-0,050 Ом*м;
  • переходное электросопротивление при Р = 0,2Н и силе тока 50А: 0,0031-0,0041. При легировании никелем
    можно получить:
  • микротвердость до 2500 МПа;
  • износостойкость 10 (относительно чистого золота);
  • переходное электросопротивление при Р = 0,2Н и силе тока 50А: 0,0031-0,0041;
  • удельное и переходное электросопротивление:
Массовая доля никеля в сплаве с золотом Удельное электрическое сопротивление Переходное электрическое сопротивление при Р=0,2 и силе тока 50А
5 0,150 0,0041
10 0,220 0,0017
15 0,400 0,0100

При введении кобальта

:

  • микротвердость: до 2990 МПа;
  • износостойкость: до 15 (относительно чистого золота);
  • удельное и переходное электросопротивление:
Массовая доля кобальта в сплаве с золотом Удельное электрическое сопротивление, Ом*м Переходное электрическое сопротивление при Р=0,2 и силе тока 50 мА Переходное электрическое сопротивление при Р=0,2 и силе тока 50А
1 0,040
5 0,140 0,0062 0,0042
10,1 1,150 0,0130 0,0070
17,) 1,150 0,0130 0,0076

При введении серебра

: • микротвердость и износостойкость:

Массовая доля серебра в сплаве с золотом Микротвердость, МПа Износостойкость (относительно чистого золота)
4,8 1400 4
10 1650
16 1840
31 1850 9

• удельное и переходное электросопротивление:

Массовая доля серебра в сплаве с золотом Удельное электрическое сопротивление, Ом*м Переходное электрическое сопротивление при Р=0,2 и силе тока 50А Переходное электрическое сопротивление при Р=0,5 и силе тока 50А
4,8 0,09 0,0039 0,0022
10 0,08 0,0033 0,0022
16 0,12 0,0033
31 0,125 0,0040 0,0028

При введении сурьмы

:

• микротвердость:

Массовая доля сурьмы в сплаве с золотом Микротвердость, МПа
2 2030
5 2100
10 2350
15 2600

• износостойксть 15 (относительно чистого золота). • удельное и переходное электросопротивление:

Массовая доля сурьмы в сплаве с золотом Удельное электрическое сопротивление, Ом*м
2 0,088
5
10 0,380
15 0,520

• переходное электросопротивление при Р = 0,5Н и силе тока 50А: 0,0050. Легированные сплавы золота имеют характерные цвета, которые часто применяют в художественной отделке. Например, самые популярные: зеленое золото — сплав с серебром, розовое золото — сплав с медью.

Маркировка позолоты зарубежом:

  • Vermeil – 333-999 проба (8-24к);
  • KHGE — 585 или 750 проба (14 или 18к);
  • KGE — 750 (18к);
  • Clad in Gold — 750 (18к);
  • EP — 750 (18к);
  • GEP — 750 (18к);
  • Cold Layered — 750 (18к);
  • COLD PLTED -750 (18к);
  • KARATCLAD — 750 (18к);
  • KGP — 750 (18к);
  • Layered — 750 (18к);
  • Overlay — 750 (18к);
  • Technibond — 750 (18к);
  • WGP — 750 (18к);
  • YGP — 750 (18к);
  • Plaque — 750 (18к);
  • Gold Clad — 750-999 (18-24к);
  • KGB, KTGP — 999 (24к).

Слитки 999,9 пробы

Плюсы и минусы золочения

Много веков золотые изделия были показателем богатства, власти, статуса знати. Золотое напыление наносилось на предметы быта, посуду. Материал использовался для отделки мебели, зданий снаружи и внутри. Исходя из этого, выделяют плюсы:

  • приемлемая цена изделия;
  • посуда и прочие изделия выглядят максимально роскошно;
  • золотистый слой можно восстановить.

Недостатки позолоты:

  • покрытие недолговечное;
  • золочение постепенно стирается;
  • на период эксплуатации покрываемого предмета влияет слой, проба золочения.


Сусальное золото пищевое имеет простой состав: 96% золота и 4% серебра

Какие металлы и сплавы поддаются золочению

Золочение металлических поверхностей используется в различных областях, но наиболее часто:

  • в промышленности для создания технических покрытий, устойчивых к химическому воздействию;
  • в ювелирном деле, при декорировании поверхностей из черных и цветных металлов, нержавеющей стали.

Нанесение гальванического покрытия применяется для создания бижутерии. Для изготовления позолоченных изделий вещи из дешевых металлов покрываются тонким слоем золота. Такие «предметы роскоши» продаются по доступной цене, но смотрятся на уровне настоящих золотых. Технология гальванического золочения используется для браслетов, цепочек, колье, очков. Изделия выглядят изысканно и респектабельно.

Не менее распространена гальваническая обработка и более ценных металлов, например, золочение серебра или платины. Покрытая специальным составом бижутерия не приводит к появлению аллергии и раздражения кожи. Но такие изделия часто могут стоить на уровне высокопробных серебряных предметов.

Для придания требуемых свойств отдельным участкам поверхностей предметы либо украшения могут подвергаться гальваническому золочению частично. В ювелирном деле так создают уникальные вещи.

Гальваническому золочению можно подвергнуть любой предмет, повысив тем самым его свойства. К примеру, сусальное золото напыляется на купола храмов, применяется в иных декоративных целях.

ТОП — 6 советов, как отличить подделку от золота

Примерно половина всех золотых изделий является высококачественной имитацией, купить которую по стоимости драгметалла возможно даже у проверенных торговцев. А значит важно знать, как проверить предмет на подлинность до покупки. Признаками подделки считается:

  • Неравномерный слой позолоты. Чаще всего материал плохо ложиться либо частично стирается при транспортировании.
  • Проверка магнитом. Настоящий драгметалл не притягивается магнитом. Но метод не совсем действенный, поскольку магнитное поле игнорирует большая часть металлов.
  • Дефекты в районе клейма. Производя подделку, клеймо с оригинала переносится на копию. Хорошо осмотрев эту область, можно обнаружить дефекты, которые и будут признаком позолоты.
  • Химическое воздействие реактивами. При частой покупке золота у разных продавцов стоит купить набор специальных реактивов, с помощью которых легко выявить копию.
  • Спирт в помощь. После натирания спиртом позолоченное изделие потемнеет.
  • Вандальный способ. Сделав небольшую царапину на поверхности, можно легко выявить подделку. Позолота осыплется малейшими частицами, повреждение будет выделяться.

Важно помнить, что единственным надежным методом проверки является осмотр изделия специалистом. Но воспользоваться им можно только после покупки.


Поисковый магнит для проверки золота

Технологии золочения и серебрения

Золочение

Золото всегда было самым дорогим и самым редким металлом, и соблазн выдавать за золото менее ценные металлы зародился давно. С древних времен тонким слоем золота покрывали серебро — иногда для того, чтобы имитировать золото, иногда — для придания серебру дополнительной защиты от коррозии. Например, столовые приборы, контактирующие с солью и уксусом, часто подвергали двойному золочению, то есть накладывали второй слой позолоты. Часто применялось частичное золочение — для дополнительной защиты внутренних поверхностей солонок, кубков, чаш для причастия и т. п., а также для создания контрастного декора.

Поскольку разница в стоимости простого и позолоченного серебра существовала всегда, ювелиры, писцы, служащие и т. п. при всех видах учета указывали, сделан ли предмет из простого серебра или позолочен, и каков тип золочения — частичное или двойное.

До изобретения гальванического (электролитического) золочения широко применялся метод ртутного, или огневого золочения (на Древней Руси он назывался «жженым златом»). Этим методом золотили также бронзу, он же использовался и для покрытия золотом гравировки на серебре. Поскольку ртутная позолота со временем стиралась при чистке изделий, старые предметы нередко вновь золотили электролитическим способом.

Ртутное золочение — очень опасный процесс, так как ртутные пары исключительно вредны для здоровья. Сейчас этот метод запрещен в большинстве стран.

Для золочения металлов обычно использовался процесс, во многом сходный с серебрением по старому шеффилдскому способу (см. ниже). Золотая фольга подходящей пробы (обычно 9 карат) припаивалась к основе из неблагородного металла, которая затем раскатывалась до нужной толщины. В качестве основы обычно использовалась бронза или сплав меди с цинком и никелем, известный как нейзильбер или мельхиор.

Тончайшая золотая фольга, или сусальное золото, использовалась для декорирования и металлических, и неметаллических поверхностей, например, дерева, с глубокой древности — по меньшей мере, уже в течение 4000 лет. Для этого тонкие листы сусального золота помещали на специально обработанную и подготовленную поверхность и прикатывали, чтобы они плотно прилипли к ней, вытеснив весь воздух. При необходимости накладывали не один, а несколько слоев золота. Это холодный процесс, и для его качественного исполнения, гарантирующего длительную сохранность покрытия, был необходим квалифицированный специалист.

Приготовление листов сусального золота — исключительно трудоемкий процесс. Вначале металл чистотой 23 У4 карата (т. е. почти чистое золото) прокатывался для получения полосок 1 У4 дюйма (32 мм) шириной и 1/1000 дюйма (0,025 мм) толщиной. Полоски разрезали на квадраты и перекладывали квадратными листами специальной тонкой кальки размером 4×4 дюйма (100×100 мм). Стопка таких проложенных калькой листов фольги обвязывалась вместе пергаментом и помещалась на деревянный чурбан, и затем расколачивалась в течение получаса тяжелым 9-килограммовым молотом. Перекладывание золотой фольги калькой необходимо, чтобы не допустить слипания листов сусального золота и их прилипания к рабочей поверхности молота. На Руси в старину для прокладки листов сусального золота при расплющивании использовалась пленка, снятая с внутренностей животных.

Постепенно золото становилось тоньше, подступая к краям квадратиков кальки. Тогда полученные листы золотой фольги разрезали на четыре части, перекладывали калькой заново, объединяли в кипу из 800 листиков и расколачивали дальше, пока золото вновь не доходило до края листов-прокладок. После этого тончайшие листки золотой фольги отделяли деревянным пинцетом, вновь разрезали на четыре части, заворачивали в пергамент и расколачивали еще в течение пяти часов. В результате лист сусального золота становился в 250 раз тоньше исходной полоски. После завершения расколачивания сусальное золото нарезали квадратами со стороной ЗУ4 дюйма (83 мм) и соединяли в стопки из шероховатой пористой бумаги, не содержащей серы. Эти листы и использовались позолотчиком в работе.

Французское серебрение (плаке) и накладное серебро

Так же как и при листовом золочении, при серебрении по методу старых французских мастеров лист серебряной

фольги, нагретой до высокой температуры, наносился на холодную поверхность металла основы и полировался в горячем состоянии для более прочного соединения металлов. Часто основа была медной, и мастерские, работавшие с медными листами, посеребренными по шеффилдскому способу (см. далее), использовали французское серебрение для исправления дефектов в своих изделиях, например, изъянов серебрения на углах и выпуклых участках — традиционно проблемных участках для этой техники. Добавляя на эти участки серебряную фольгу слой за слоем, можно было добиться любой нужной толщины покрытия.

Французский способ нанесения накладного серебра не обеспечивал большой прочности соединения, но был очень практичен для мелкого ремонта — ведь серебрение на многих изделиях, в первую очередь выполненных по этому же методу, частично сходило со временем. Не годился он и для последующей гравировки изделий — слой фольги отделялся от основы при прорезании его гравировальным инструментом.

Для покрытия серебром стальных деталей различных изделий, таких, как лезвия и рукоятки столовых ножей, лопаток, щипцов и т. п., применялась другая технология. Ее изобрели очень давно мастера, изготовлявшие столовые приборы в английском Шеффилде. Начиная с XV века ее стали использовать оружейники для серебрения деталей холодного оружия, шпор и другого снаряжения. Этим способом можно было серебрить практически любой металл при условии предварительной тщательной очистки и выравнивания его поверхности.

Технологически метод заключался в том, что очищенный предмет опускали сначала в нашатырь, а затем в расплавленное олово. Серебряная фольга высокой степени чистоты, как минимум стерлингового стандарта (эта норма была установлена еще в 1327 году и затем закреплена в 1625 году цеховыми постановлениями шеффилдской гильдии мастеров, производивших столовые приборы), накладывалась на предмет и плотно обжималась, чтобы воздух между фольгой и слоем олова полностью вышел Затем фольга обрабатывалась разогретым паяльником, олово плавилось, и серебро соединялось с металлом основы.

Главным недостатком такого покрытия является то, что при сильном нагреве серебро может отслаиваться. Кроме того, сквозь покрытие могла проникнуть влага и вызвать коррозию основного металла, после чего серебряный слой вспучивался. В этом случае починить изделие было уже невозможно.

Шеффилдское серебрение

Шеффилдский метод серебрения был изобретен мастером Томасом Боулсовером около 1742 года. Он заключался в наплавлении серебряного листа на слиток меди в печи и в раскатывании полученного, покрытого серебром, слитка в листы, которые служили заготовками для производства самых разных изделий. Такой способ имел весомые преимущества перед всеми предыдущими методами серебрения, и вскоре метод Боулсовера освоили и другие ножовщики Шеффилда. Короткое время спустя в этом городе сложилась целая отрасль промышленности, выпускавшая, главным образом, столовые приборы и подсвечники, которые охотно покупали представители как среднего, так и высшего класса.

Способ приплавления серебряного листа к основе вскоре стали использовать и в других городах, прежде всего в Бирмингеме, где в 1760 году возникло крупное специализированное предприятие. Известны мастерские в Швеции, Франции и России, также практиковавшие этот способ серебрения.

После того, как в Британии в 1840 году был запатентован гальванический метод серебрения, шеффилдский способ практически повсеместно вышел из употребления, и к концу XIX века применялся лишь в немногих мастерских для производства пуговиц, пивных кружек и других изделий, где требовалась особая прочность покрытия при интенсивном употреблении.

При шеффилдском способе серебрения на медный слиток после тщательной очистки накладывался лист чистого серебра. Стандартный слиток имел 9 дюймов (23 см) в длину, 21/2 дюйма (6,5 см) в ширину и 1 У? дюйма (4 см) в толщину. Количество взятого серебра могло быть разным в зависимости от намерений мастера, но чаще всего, если мерить по толщине металла, на 11/2 дюйма (около 40 мм) слитка уходило 1/8 дюйма (около Змм) серебра. Затем на серебряный лист помещали сверху тяжелую железную чушку и отбивали через нее сложенные вместе заготовки молотом, чтобы вытеснить весь воздух между серебром и медью и обеспечить тесный контакт между двумя металлами.

После отбивки поверх серебряного листа накладывался медный, примерно такой же толщины (1/8 дюйма, или 3 мм), чтобы защитить его в печи. Поверхность медного листа, соприкасавшаяся с серебряным, предварительно покрывалась раствором извести, чтобы не допустить сплавления листов, затем все три металлических пластины крепко связывались железной проволокой. Серебряную пластину с торцов покрывали слоем измельченной буры, которая действовала как флюс, плавясь при низкой температуре и препятствуя проникновению воздуха к месту соединения металлов, иначе он мог бы окислить металлы и не дать им соединиться.

Металлический блок из трех пластин помещали в печь и ставили прямо на топливо, обычно кокс. При нагревании до определенной температуры серебро и медь сплавлялись, образуя единый слиток. Это происходило из-за того, что в месте соприкосновения металлов легко образовывался сплав. Точка плавления этого сплава была ниже, чем точка плавления чистого серебра или меди, и это позволяло провести сплавление двух пластин, не доводя температуру до точки, когда пластины расплавились бы полностью.

Затем слиток вынимали из печи, срезали связывающую проволоку, снимали защитный верхний лист меди и очищали слиток. Приблизительно в 1760 году шеффилдские мастера разработали и технологию нанесения серебряного покрытия на обе стороны медной пластины.

Покрытый серебром слиток раскатывали в лист мощными механическими вальцами. Поскольку медь и серебро одинаково ведут себя при механической обработке, они раскатывались как слиток однородного металла.

Многие изделия изготовлялись из посеребренного шеффилдского листа техникой выколотки и чеканки. Еще одной техникой обработки, допускавшей в определенной степени производство массовой продукции, была штамповка. Хотя производство штампов было дорогим, ими можно было изготовить множество заготовок и деталей, которые использовались в разных сочетаниях для получения разнообразных изделий. В 1820 году шеффилдские посеребренные листы стали обрабатывать техникой обкатки, что позволило расширить ассортимент получаемой продукции и удешевить некоторые виды изделий. Части изделий из шеффилдского листа соединялись пайкой, обычно мягким свинцо- во-оловянным припоем, но иногда использовался и твердый припой из латуни и серебра. Высокие сосуды делали гнутьем металлического листа вокруг формы и запаиванием шва. Эти швы часто старались скрыть шлифовкой, но если их можно обнаружить на изделии, они могут помочь определить, что предмет сделан из шеффилдского листа. При гальваническом серебрении швов на изделиях не видно.

Одна из главных проблем использования шеффилдского листа заключалась в том, что на его торцах была видна медная основа. С этим пытались бороться разными способами. Одним из самых ранних было загибание краев изделия внутрь. В дальнейшем стали припаивать к краям листа серебряную полосу или проволоку. В 1768 году был изобретен, а в 1780-м усовершенствован способ покрытия серебром медной проволоки, которой украшали края листа в изделии. Приблизительно в 1790 году стали штамповать из тонкого листового серебра детали декоративной отделки, которые припаивали мягким припоем на изделие. При этом стали, в частности, применять декоративные накладки, которые припаивались вдоль края изделия, и выступающую часть насадок можно было загнуть, чтобы скрыть медь в торце листа.

В 1770—1780 годах вошли в моду ажурные изделия, изготовлявшиеся с помощью выпиловки лобзиком. Однако этот способ, популярный у серебряных дел мастеров, не годился для шеффилдского листа, так как в отверстиях, сделанных лобзиком, была видна медь в середине листа. Поэтому в Шеффилде для производства ажурных изделий стали использовать пресс, с помощью которого стальным пробойником делалось отверстие в намеченной точке. В силу пластичности металла серебряный слой при этом деформировался, растягивался и скрывал медь.

Шеффилдские листы декорировались также и гравировкой. Это было непросто, так как при гравировке могла обнажиться медь. Поэтому на изделие в местах, предназначенных для гравировки, нередко напаивались тонкие пластины серебра или шеффилдские листы с более толстым слоем накладного серебра. Начиная примерно с 1780 года шеффилдские мастера стали вырезать в своих изделиях отверстия в тех местах, где предполагалось делать гравировку, и впаивать в эти отверстия листы с более толстым серебрением. Шов от пайки обычно скрывался гравировкой, но его можно видеть с внутренней стороны.

В 1810 году вместо впаянных пластин стали применять специальные накладные щитки для гравировки, которые изготовлялись из тонких пластин чистого серебра. Они помещались на поверхность изделия, разогревались и припаивались к серебряному покрытию, после чего зашлифовывались заподлицо с поверхностью. Поскольку щиток был сделан из чистого серебра, а шеффилдский лист покрыт стерлинговым серебром другой степени чистоты, со временем они тускнели по-разному, и наличие щитка становилось заметным. Наличие таких щитков — один из характерных признаков изделий с шеффилдским серебрением.

Предметы из шеффилдского листа требовали отделки. Если применялся лист с односторонним серебрением, другая сторона его покрывалась оловом, которое расплавляли, а затем обливали им изделие для равномерного распределения. Это скрывало медь и не допускало ее контакта с пищей.

Последними стадиями отделки были чистка, шлифовка стальными или агатовыми гладилками и полировка.

Гальваническое серебрение

Гальваническое серебрение стало применяться в Бирмингеме, где в 1840 году братья Джордж и Генри Элкингтоны запатентовали процесс электролитического осаждения металла. Считается, что они узнали об этом явлении от некоего Джона Райта, который открыл его, когда в 1833 году повторял эксперименты Майкла Фарадея и проверял выведенные им законы электролиза.

Нужно отметить, что уже в 1800 году электрическая батарея Алессандро Вольта (так называемый вольтов столб) позволяла получать металлическое покрытие, и 14 лет спустя ювелиры объявили, что им удалось изготовить «гальванический кубок» методом электролитического золочения. Но только патенты братьев Элкингтон, поданные в 1836—1837 годах, стали первой попыткой зарегистрировать открытие, и в 1843 году братья уже выдавали лицензии на производство по этому процессу.

Серебро было первым металлом, использовавшимся для промышленного электролитического осаждения, и суть процесса мало изменилась за прошедшие полтора века. Подготавливалась ванна с раствором сереброцианистоводородного калия (можно использовать и цианид натрия) и небольшого количества цианида калия. Для работы использовали анод из практически чистого 100-процентного серебра (если чистота металла была менее 99,97%, он уже не годился для процесса), и изделие, тщательно подготовленное и очищенное, опускалось в ванну, подвешенное на медных проводах. Через раствор пропускался слабый ток. Ванна имела комнатную температуру, вольтметром контролировалось напряжение тока, которое должно было находиться в пределах 1—1,5 вольта, благодаря чему анод оставался чистым.

Для успеха процесса изделие должно было быть абсолютно чистым, без малейшего налета грязи, жира или окислов. После чистки к нему нельзя было прикасаться. Выдержав изделие в ванне 15 секунд, его проверяли — хорошо ли закрепляется покрытие. Затем процесс продолжался, и по достижении удовлетворительного результата предмет промывали и чистили.

Серебрить таким способом можно практически любой металл, включая железо, латунь и медь. Сейчас чаще всего для серебрения используется нейзильбер, или мельхиор.

Во время осаждения работник слегка покачивал изделие, чтобы осаждение было равномерным. Используя анод из чистого серебра, можно было получить покрытие любой толщины. Сторона изделия, которая была ближе к аноду, покрывалась более толстым слоем, а внутренние стенки сосудов получали очень тонкое покрытие, если только не принимались специальные меры. Разница в толщине покрытия на одном и том же изделии могла достигать 6 раз. Особо толстое покрытие наносилось на нижние стороны ложек и чаш, которые подвергались самому интенсивному износу. Для получения хорошего покрытия, толщиной примерно в папиросную бумагу, изделие надо было выдерживать в ванне приблизительно два часа.

По мере покрытия серебром изделие становилось белым, как фарфор, но если использовался особый электролит, содержащий бисульфат углерода, то получалась блестящая поверхность, что облегчало завершающую полировку. Изделие промывали, сушили и полировали — сначала ватными тампонами со шлифовальной пастой, потом крокусом (полировальным порошком красного цвета) на тампонах из фетра и, наконец, тем же крокусом вручную.

В наше время золочение, как правило, тоже наносится электролитическим способом. Процесс очень схож с вышеописанным, и отличается лишь температурой ванны (60—65 градусов) и напряжением тока (‘/т— 2 вольта). Поскольку соли золотокислого калия и золотой анод (если используют его) стоят дорого, обычно осаждают довольно тонкие слои золота.

Высококачественное золочение делается последовательным нанесением многих слоев, причем в промежутках изделие обрабатывается жесткой щеткой. Матовую поверхность можно получить пескоструйной обработкой изделия перед золочением. Для частичного золочения, к примеру, внутренних стенок сосудов, солонок и т. п., а также для декоративного частичного золочения участки, которые не планируется золотить, покрывают слоем какого-либо изолирующего вещества, например, шеллаком.

Иногда для покрытия серебра и ювелирных изделий, а также неблагородных металлов и сплавов используется прочный, белый, блестящий металл платиновой группы — родий. Но такое покрытие стоит дорого, к тому же на серебре оно выглядит грубовато. С другой стороны, оно практически не подвержено коррозии.

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 72 (декабрь 2009), стр.54

Правила ухода за позолотой: ношение, хранение, чистка

Конечно, позолоченный слой не продержится вечность, но продлить его жизнь можно, правильно ухаживая и очищая поверхность. Важно соблюдать следующие правила:

  • хранить позолоченные изделия нужно отдельно от других;
  • украшения лучше снимать перед бассейном, душем и спортзалом: ограничить контакт с влажностью и водой;
  • чтобы почистить украшения их протирают спиртом с помощью ватных дисков;
  • для профилактики золочение достаточно регулярно протирать сухим кусочком замшевой ткани;
  • рекомендуется раз в год показывать изделия мастерам, при необходимости восстанавливать покрытие.

Рубрика вопрос – ответ

Позолота темнеет или нет?

Мнение эксперта

Гришанов Михаил Петрович

Ювелир, директор мастерской «Гришанов и Ко»

Позолота со временем может незначительно изменить оттенок, потемнеть. При правильном ношении и хранении позолоченных изделий они сохраняют цвет, блеск длительное время. Периодическая чистка не дает тускнеть предметам, а протирание спиртом предотвратит потемнения и потерю блеска.

Как дома покрыть золотом металлы?

Мнение эксперта

Прибрежный Геннадий Валентинович

Ювелир 6-го разряда

Золочение в домашних условиях осуществляется химическими реактивами. Может применяться несколько методов:

  • погружение в химический состав с цинковым контактом;
  • использование электрического разряда в растворе;
  • прокрашивание хлорным золотом.

Украшения из золота, браслеты

Можно ли самостоятельно позолотить металл без золота?

Мнение эксперта

Гришанов Михаил Петрович

Ювелир, директор мастерской «Гришанов и Ко»

Позолота без использования золота дома возможна при использовании потали. Она не содержит составляющих из благородного металла, производится из сплава меди смешанной с алюминием или цинком.

Методы и способы золочения металла

Качество и внешний вид покрытия зависят от используемой технологии. Наиболее распространены следующие методы нанесения золота:

  • механический;
  • химическое золочение с использованием активных веществ;
  • гальваническое золочение.

Для каждого способа используются различные химреактивы и инструмент.

Химический метод

Химическое золочение – это нанесение на подлежащую обработке вещь хлорида золота. Для создания реагента необходимо последовательно выполнить такие действия:

  1. Металл расковывается на маленькие кусочки.
  2. Элементы помещаются в заранее сделанную смесь. Реагент изготавливается на основе соединения соляной (30 г) и азотной (10 г) кислот.
  3. На каждый грамм напыления должно расходоваться порядка 10 мл реагента. Потому необходимо заранее приготовить нужное количество раствора.

С кислотами в быту следует обращаться осторожно, не допуская их контакта с кожей рук и слизистыми оболочками.

Смешивание ингредиентов осуществляется в фарфоровой колбе, растворение при этом может растянуться на трое суток. По завершении подготовки благородного металла он выпаривается при 80 °C до образования жидкого раствора. Для получения гомогенного состава требуемой консистенции в процессе выпаривания раствор нужно периодически взбалтывать стеклянной мешалкой.

Непосредственно для процесса подготавливается:

  • отфильтрованная вода, подогретая до 60 °C;
  • золотая хлорная соль – 15 г;
  • натрия хлорид либо карбонат калия – 65 г.

Предметы обрабатываются после заранее выполненной подготовки. Для удаления жира рекомендуется протирание 20%-м едким натром, затем – промывка в 25%-м содовом растворе.

Предмет помещается в сделанную смесь, и спустя определенное время (в соответствии с родом металла) поверхность превращается в позолоченную. После естественной просушки предмет протирается мягкой сухой тряпицей. Поверхность до появления блеска отполировывается шерстяным лоскутком.

Механические методы золочения

Золочение придает изделию определенные свойства, делающие его эстетически привлекательным и стойким к влиянию окружающей среды.
Обработка механическим способом выполняется нечасто, потому как добиться получения однородного поверхностного слоя нелегко. Данная технология отличается такими особенностями:

  1. Необходимо применение особой пасты, изготавливающейся в специальной лаборатории или самостоятельно. Для различных изделий ингредиенты пасты могут значительно отличаться.
  2. Нанесенное механическим методом в бытовых условиях покрытие в отличие от гальванического обладает малой толщиной. Потому такие изделия не смогут долго прослужить.
  3. Наиболее распространены растворы на основе винного камня, желтой соли кровяной.
  4. Для образования однородного состава кашеобразной формы, втираемого в поверхность изделия шерстяным лоскутом, вещество тщательно перемешивается.
  5. Перед нанесением позолоты требуется обезжирить поверхность.
  6. Нанесение пасты выполняется одним слоем с равномерным распределением золотой смеси. При втирании необходимо исключить контакт вещества с кожей рук.

Механическое золочение в отличие от гальванического – процесс сложный, применяемый в бытовых условиях лишь для отдельных частей предметов. Другие способы предусматривают полное погружение подлежащей обработке детали в специальный раствор.

Гальваническое золочение металлов

Покрытие позолотой достаточной толщины и качества получается при использовании особой технологии, предусматривающей опускание вещи в электролитический состав. Гальванический метод предназначен для обработки изделий практически любых размеров, по сути представляет собой один из видов электрохимических реакций.

Необходимо учесть, что состав гальванического раствора влияет на приобретаемый поверхностью оттенок.

На дому электролитический раствор для создания гальванической позолоты изготавливается в такой последовательности:

  • в отфильтрованную воду объемом 0,7 л вносится 60 г фосфорнокислого натра;
  • для растворения 2,5 г хлорного золота добавляется 0,15 л воды;
  • в 150 мл жидкости растворяются 1 г цианида калия и 10 г сернистокислого натрия.

При золочении гальваническим методом с ингредиентами, применяемыми для изготовления смеси, нужно обращаться осторожно, не допуская их пролива, попадания на кожный покров, глаза, слизистые.

Гальванический способ подразумевает нагревание раствора до 60 °C. Для электролитического истощения и запуска реакций устанавливается анод, сокращающий продолжительность работы и повышающий эффективность гальванического метода.
Позолота вещей в этих растворах гальваническим методом занимает порядка 15 часов, на поверхности образуется матовая золотая пленка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]