Знаменитые украшения Kanzashi, Haruyo Morita и Sakae — драгоценные жемчужины Японии

Традиционные женские украшения: Япония 26 августа 2013, 00:00 | Галина Замыслова

18 выбрали

Традиционный Японский женский костюм не допускал украшений на руках или ожерелий на шее. О каких же тогда женских украшениях пойдет речь? Главным украшением примерно лет 400 назад стала прическа! Именно украшения для волос стали основным способом самовыражения и демонстрации достатка и статуса. Украшения для волос получили имя — канзаши (кандзаси) и стали настоящими произведениями искусства. Их разнообразие по назначению и исполнению таково, что может понадобиться отдельный словарь с описаниями, чтобы разобраться – какое украшение для какой дамы, когда и где его можно носить и даже в какое время года, и в каком возрасте! В Японии все с глубоким смыслом – даже дамские шпильки!

Почему история японских женских украшений началась именно 400 лет назад? До этого прическа была очень простой — гладко расчесанные волосы taregami (тарэгами), но в конце эры Хэйан придворные дамы сменили свои прически на nihongami (нихонгами) – причудливую укладку с использованием шпилек, палочек и гребней. Так появились украшения «кандзаси», буквально значащие «воткнутые в волосы». В начале эпохи Эдо кандзаси стали не только самым популярным и модным украшением, но и грозным оружием самообороны, а в конце эпохи настал их звездный час – прически стали настолько сложными, что для их создания требовалось много украшений. На гравюрах того времени можно насчитать примерно два десятка кандзаси в прическе.

Прически майко и гейши

Японские украшения в причёсках строго регламентированы – вид и количество заколок, гребней, шпилек и цветов соответствует возрасту, статусу и социальному положению носящей их женщины.

Самое трепетное отношение к кандзаси в «мире цветов и ив» — среди гейш. Особо богато украшены прически у учениц майко, а вот сами гейши закалывают прическу только простым деревянным гребнем и шпилькой. Кандазси изготавливали из серебра, латуни, олова, платины, черепахового панциря, сандала и аквилярии, японского ладана и даже из кристаллов с отделкой из кораллов, янтаря и полудрагоценных камней. Сегодня кандзаси могут быть из пластика, стекла, целлулоида, а дорогой коралл заменяется имитацией из… селитры и яичного белка. Цветы для дорогих кандзаси должны быть из натурального шёлка особых сортов, но в наши дни используют и более дешевые материалы.

Разобраться во всех сложностях предназначений японских украшений и их правилах их использования очень трудно. Одних классификаций несколько, при этом в каждой из них множество типов и подтипов украшений!

Например, по расположению в причёске:

Маэдзаси — находятся справа и слева от чёлки и втыкаются вперёд.

Татисаси — находятся в верхней части «крыльев» причёски, втыкаются вертикально.

Магэсаси — помещаются вниз и втыкаются в магэ (пучок волос на затылке).

Итидомэ — фиксирующие и поддерживающие магэ изнутри тонкие шнуры. И это только начало….

Далее, по внешнему виду:

Мацуба (сосновая игла) — самое простое из всех видов украшений в виде иглы из черепашьего панциря.

Мимикаки («палочка для чистки ушей») – множество типов украшений с одной общей деталью – небольшим декоративным элементом на одной или двух ножках.

Хираути — шпилька с плоским закруглённым декоративным элементом, при этом ножка шпильки может быть раздвоенной. Такие украшения носили жены самураев, особенно популярны были серебряные шпильки с декоративным элементом, на котором был изображен камон – родовой знак. Так, по прическе, можно было определить, к какому клану относится женщина. Гейши могли носить хираути с изображение камона любимого, если не имели своего.

Мусасино кандзаси — коротенькие бамбуковые шпильки в форме птичьих крыльев, украшения популярные среди незамужних девушек.

Эдо-гин-кандзаси — украшения в форме цветов, животных, птиц, предметов обихода.

Эдо-гин делали из чистого серебра, с позолотой или медными, но с инкрустацией золотом. Латунные Эдо-гин-кандзаси — предмет вожделения бедных девушек, приезжавших в Эдо на заработки, а искусно изготовленные железные были аксессуарами шикарных гейш.

Рётэн-кандзаси — комплект из двух кандзаси, вкалываемых по обеим сторонам от чёлки. Украшали их камоном или цветами из шелка.

Украшения можно различить по статусу и положению в обществе обладательницы:

Кинсэки-кандзаси — серебряные хираути, украшенные двумя листочками мальвы, носили незамужние горожанки, а иногда и юдзё (куртизанки, но не гейши).

Миокури — полоски толстой бумаги «васи», покрытые серебристой краской, которые были частью прически дебютировавшей гейши.

Ёситё (раздвоенные плоские шпильки из черепахового панциря) — украшали затылочную часть причёски женщин, ведущих роскошный образ жизни. Замужние женщины носили одну ёситё около виска, гейшам можно было носить более двух ёситё на висках, а юдзё (куртизанки) носили множество ёситё во всех частях причёски. Надежное средство отличия!

Бира (биракан) — развевающиеся кандзаси, ими украшали причёски незамужних дочерей купеческого сословия. Бира имели форму бабочек или птиц со свисающими цепочками. Как только девушка была помолвлена, она переставал носить бира.

Тирикан (так же развевающиеся кандзаси) – пластинка со свисающими частями, украшенная сверху шёлковыми или металлическими цветами и бабочками. Это украшение преимущественно гейш.

Цумами-кандзаси со свисающими цветами (сидарэ-кандзаси) – кроме учениц гейш (майко) их могут носить дети на праздник Сити-го-сан и молодые девушки вместе с кимоно для торжественных случаев.

Отдельно идут украшения, поддерживающие прическу:

Каноко-домэ (заколка для ленты «каноко»). Каноко — мягкая лента, поддерживающая магэ (пучок волос на затылке).

Ити-домэ — тонкий шнурок-проволока, удерживающий причёски изнутри (используется вместо лака для волос).

Когай — шпилька в форме меча в ножнах. Украшение, которое использовали как женщины, так и мужчины. Когай – обязательный элемент в прическе невесты.

Куси (гребень) — поддерживает верх причёски. В мире гейш популярны богато украшенные гребни с широким основанием.

Совершенно особый вид украшений, которые меняются в течение года – сезонные хана-кандзаси – украшения с гирляндами цветов. Ими украшают свою прическу только майко и хангёку (ученицы гейш в Киото и Токио). Цветы делают мастера высокого класса из особых сортов шелка, причем каждому из 28 сезонов японского календаря соответствует свой цветок!

Основной мотив в январе — сётикубай (сосна, бамбук, слива).

В начале февраля — цветок сливы, тюльпан и бабочки, а концу — нарциссы.

Символы в марте — нарциссы, цветы персика и пиона, желтого и белого рапса, бабочки.

Апрель — месяц цветения сакуры и ханами (праздника любования цветами вишни). Кроме цветов вишни кандзаси украшают серебряной или золотой бабочкой и крошечным фонариком-бомбори, символом скорого наступления лета.

В мае – глициния и ирисы, а так же небольшая серебряная бабочка.

Июнь в Японии месяц дождей и ему подходит плакучая ива (символ гейш), гвоздика и гортензия.

В июле мода на кандзаси меняется каждый год, в прическе постоянны только круглые веера утива, стрекозы и цую-сиба (капли дождя на траве). Веера относятся к фестивалю, который проходит в квартале гейш Gion в Киото.

Мотивы августа – асагао (ипомея) и сусуки (китайский мискант, похожий на ёжика из стебельков). Юные майко носят розовые сусуки-кандзаси, а старшие — белые.

Цветы в сентябре — кикё (японский колокольчик тёмно-розового цвета), клевер, хризантемы, гвоздика.

Октябрь — месяц кику (хризантем). Хризантемы — символ императорского дома. Для кандзаси подходят красные и белые хризантемы.

Осенний листопад – мотив ноября. Чаще всего это бывают кленовые листья, так как в ноябре проходит «праздник любования кленовыми листьями» — камбукай.

Декабрь – скоро Новый год и прически гейш и майко украшаются сосновыми иглами, белыми мотибана (маленькие шарики mochi сложенные в виде цветов), листьями бамбука и… двумя маленькими листочками бумаги maneki. По старой традиции майко, заходят в гримёрные к своим любимым актёрам Кабуки театра Minamiza, которые оставляют свои автографы прямо на кандзаси. При этом один из актеров обязательно должен быть исполнителем женской роли!

В Новый год майко и гейши надевают особенные украшения — кандзаси с рисовыми колосками и голубем без глаз. При этом майко располагают украшение справа, а гейши слева. Они раскрашивают только один глаз у голубя, загадывая сокровенное желание, а второй глаз должен закрасить тот гость, чье желание сбылось в прошлом году.

Япония — удивительная и загадочная страна, все в ней наполнено глубоким смыслом и значением, даже женские украшения. Как меняются времена года, течет человеческая жизнь, так и меняются удивительные украшения кандзаси, каждое из которых не только произведение искусства, но и часть женской красоты, и миг ее жизни.

Галина Замыслова, etoya.ru

Фото: beadsaz.com, 1.odn.ne.jp, mingeiarts.com, jun-gifts.com, alibaba.com, att-japan.net, ebay.com, freewebs.com, rubylane.com, geisha-licious.tumblr.com, miyako-odori.tumblr.com, nihonsun.com

Похожие материалы:

Япония | украшения | женские украшения | традиционные украшения | майко | гейши | гейша | прически | прическа | костюмы | национальный костюм | кандзаси | символ | страна | цветок | Цветы | смысл

Статьи

  • Неформальные символы стран и городов 19 февраля 2013, 00:00
  • В Новый год с Синей лошадью 18 декабря 2013, 00:00
  • Плюмерия: восточная экзотика 28 июля 2022, 18:00

Видео

  • Idylle от Guerlain. История создания 25 октября 2011, 11:03
  • Оригинальная летняя прическа с Tangle Teezer и invisibobble 17 июня 2016, 09:00
  • Новогодний карнавал 21 декабря 2016, 16:30

Японские ювелирные бренды

Довольно долгое время история японского ювелирного искусства оставалась бедной и невзрачной. Первые украшения, которые были найдены при археологических раскопках, датируются шестым веком нашей эры, однако после восьмого века японцы практически полностью теряют интерес к каким либо драгоценностям.

Подлинный расцвет японского ювелирного искусства приходится на тот момент, когда на небосклоне появляется новая звезда – ювелирный бренд Микимото. Эта компания поистине возродила моду на украшения в Японии, особенно, на изделия с жемчугом. За очень короткое время маленькая ювелирная фирма Mikimoto стала не просто самой узнаваемой и любимой в стране, но и одним из самых известных ювелирных брендов мира.

Японская культура и традиции очень отличаются от европейских, что, конечно, не могло не отразиться на ювелирных украшениях. Все изделия, которые создавали Японцы, несли восточный отпечаток: гребенки – кандзасии, шнуры – кумихимо, нэцкэ, веера…. И только к середине XIXвека в стране начали появляться европейские украшения, японские ювелирные бренды переняли моду западных стран. Именно с этого момента в Японии начали рождаться не просто ювелиры, но конкурентоспособные известные ювелирные бренды.

Японские бренды ювелирных украшений, как это ни странно, очень быстро завоевали признание всего мира, однако сами японцы продолжали быть очень консервативными. Японские женщины отказывались изменять свое тело, например, прокалывать уши, поэтому о сережках речи и не шло. Однако потрясающие ювелирные шедевры от известных ювелирных брендов постепенно меняли мировоззрение, и ношение ювелирных украшений известных брендов стало модным.

В 1960-м году в Японии началась новая эпоха ювелирного искусства – была создана Дизайнерская Ассоциация Ювелирных изделий. Люди начали понимать, что драгоценности – не просто модные аксессуары, это подлинные шедевры ювелирного наследия. Японские бренды ювелирных украшений начали не просто копировать европейские тенденции, но создавать свой уникальный стиль, в котором сочетались современные веяния и традиционная японская культура.

Если японцы берутся за дело, то они во всем достигают совершенства. Да, ювелирная отрасль для них оказалась внове, однако и здесь они достигли потрясающих результатов: бренды ювелирных изделий работу с жемчугом, белым золотом, серебром и платиной возвели на совершенно новый уровень.

Стоит отметить, что на этом пути японцев поджидали подводные камни:мировые ювелирные бренды создавали потрясающие шедевры, но шли они в основном на экспорт. И в 1988 году была создана еще одна организация – JJA, или Ассоциация Японских Драгоценностей. Задача этой организации состоит в том, чтобы создавать спрос на украшения ювелирных брендов класса люкс именно в своей стране.

Элитные ювелирные бренды в Японии любят и умеют работать с любыми материалами, однако подлинной страстью так и остается жемчуг. Способ выращивания синтетического жемчуга в этой стране доведен до совершенства, он настолько идеален, что даже профессионалы не всегда могут отличить его от натурального.

Серебро и изделия из драг. металлов


Ювелирные интерьерные предметы Японских мастеров и пробы на серебряных изделиях широко распространённые в Японии.

Иероглиф 純銀 обозначает чистое серебро (т.е 925-985) , является стандартной пробой для всех ювелирных изделий интерьерного ювелирного искусства, которые продаются внутри страны. Для изделий предназначенных для вывоза из страны,т.е экспорта японского искусства,пробируются STERLIG 925-985.Серебряные интерьерные ювелирные изделия настолько великолепны и прекрасны, что цены в самой Японии зачастую переходят цену в тысячи долларов или 1000000 йен, причём вес изделия может и не достигать 50 гр.


Очень большую ценность для культуры японцев имеют серебряные столовые предметы для чайных церемоний из чистого серебра. Их вес колебаться от 100гр до 1 кг,и цена может достигать и 2000000 и 3000000 йен. Причём спрос очень велик и постоянен, знаменитый антикварный дом KORIGE-KAI с которым Антиквариат-Японии.ру имеет честь работать, уже не первый год в больших количествах предлагает и успешно продаёт такие предметы. Дело в том, что большинство покупателей японского антиквариата и исторических японских предметов являются люди старше 40-лет, а в Японии это как раз тот возраст, когда японец может себе позволить тратить значительные средства на свои увлечения.


Коллекционеры в Японии очень состоятельные люди, и цена на антиквариат и предметы искусств Ниппона, за частую намного больше модных и раскрученных антикварных предметов старого света России.

Takehiko,sterling silver 960, 純銀 это обычные клейма на Японских интерьерных ювелирных предметах,в этой статье представлены фотографии подлинных произведений японских ювелиров.


Все фотографии представленные в этой статье являются собственностью сайта Антиквариат-Японии.ру, и при желании ВЫ можете их приобрести у нас на сайте, или заказать у нас с любой торговой площадки или антикварного магазина, салона Японии. Мы работаем по всей Японии без посредников и контр-агентов! Доставка любого нужного ВАМ предмета занимает около 30-50 дней, в зависимости от загрузки нашего Токийского офиса и работы таможенных служб. Антиквариат-Японии.ру полностью отвечает за груз до порога дома покупателя.

Если у ВАС возникнут вопросы по поводу приобретения японских антиквартных предметов, смело обращайтесь к нам на электронную почту или звоните по телефону +7 911 8157808.

Сотрудники Антиквариата-Японии.ру с удовольствием проконсультируют и ответят на все ваши вопросы.

Все фотографии на сайте представлены из личного архива сайта Антиквариат-Японии.ру

Цумами канзаши: традиционные японские украшения из атласных лент

История

Канзаши — декорированные шпильки для волос. Аксессуары использовались девушками для создания традиционной японской прически.
В Японии верили, что металл, заостренный на конце, способен отгонять злых духов, поэтому канзаши были неотъемлемым аксессуаром на больших праздниках, когда считалось, что девушка особенно не защищена от воздействия злых сил.

@chocoberry.hk @japanese_pretty_flower

По украшениям на волосах можно было узнать о статусе дам. Например, замужние женщины не носили аксессуары в изобилии, а молодыми японками, наоборот, приветствовалось большое количество украшений в волосах.

Сейчас классическое украшение остается актуальным среди гейш, которые до сих пор соблюдают древние традиции. Так, например, канзаши непременно должны быть в цвет кимоно и соответствовать по дизайну времени года.

flickr.com pinterest.ru

Что касается обычных девушек, то эта красивая традиция всегда пользовалась популярностью у японских невест, а со временем ее оценили не только в Стране Восходящего Солнца, но и во всем мире. Японские и европейские девушки с удовольствием самостоятельно создают аксессуары и украшают ими волосы.

@chocoberry.hk (1,2)

Цумами канзаши

@drdanaelim @eritam8

Традиционная японская техника декорирования украшений. С японского название техники так и переводится — «ущипнуть». Это процесс создания цветов из шелковых лент и обрезков кимоно методом защипления. Каждый лепесток изделия складывают отдельно вручную, а после объединяют в орнамент и фигуры.

В настоящее время мастеров классической техники осталось немного, но рукоделие обрело популярность по всему миру и слегка видоизменилось. Теперь в технике цумами делаются не только цветы, но и другие фигуры, а результаты трудов мастера не ограничиваются заколками.

etsy.com (1,2)

Украшения в технике цумами канзаши

Что понадобится

@momoveronicapich (1,2)

Традиционно техника цумами предполагала использование лишь шелка, но со временем рукодельницы позволили себе нарушить обычаи и стали применять самые разные ткани. Наиболее популярными сейчас можно назвать атласные ленты, реже встречается люрекс и органза. Более плотные ткани используются нечасто, поскольку они менее послушны в обращении.

Инструменты

@smile_garden_tsumami815 (1,2)

Цумами не требует большого изобилия инструментов, особенно на первых порах. Для освоения техники вполне достаточно пинцета, чтобы держать мелкие детали, ножниц и картонной заготовки, с которой будет удобнее отрезать равномерные квадраты ленты. Необходимо заранее позаботиться, чтобы рядом был огонь для склеивания лепестков и клеевой пистолет для создания фигуры. Кроме того, в работе мастера часто используют фурнитуру, бусины, проволоки и другие материалы, которые украсят изделие.

С чего начать

@hanatsukuri.dolls @namihei25

Прежде чем приступать к созданию шедевров, стоит освоить два базовых вида лепестка:

  • Мару-цумами — круглый лепесток.
  • Кен-цумами — острый лепесток.

Посмотрите доступный мастер — класс по изготовлению базовых лепестков канзаши.

Канзаши для начинающих. Острый и круглый лепестки:

В готовых работах не всегда можно увидеть оба вида заготовок, но разная форма лепестков придает изделию больший объем. После того как мы научились делать мару — цумами и кен — цумами, можно на их основе создавать более сложные фрагменты, например, многослойные или спиральные лепестки.

Делаем спиральные лепестки канзаши:

С ростом популярности техники в нее привносились все новые и новые виды лепестков, которые ограничиваются только фантазией рукодельниц. Тем не менее все варианты основываются именно на круглом или остром лепестках.

Что можно сделать?

@drdanaelim @chocoberry.hk

Освоив технику, можно создавать сложные и необычные изделия для самых разных целей. Если хочется отдать дань традициям, то советуем попробовать сделать красивую заколку на манер тех, которые носят гейши.

Сделать заколку в технике цумами канзаши

Популярностью пользуются украшения для детей, например, браслеты и ободки. Чтобы аксессуары выглядели интереснее и веселее, можно приобрести в швейном магазине забавные бусины или пуговицы и даже сделать интересную деталь самостоятельно все в той же технике.

@cassablanca_kanzashi @stv2024

Как украсить ободок в технике цумами канзаши

Многие рукодельницы отошли от классического предназначения цумами канзаши и создают не только аксессуары, но и интересные детали интерьера.

Делаем интерьерный шар канзаши

Как видите, освоив это рукоделие, можно начать создавать самые разные предметы. Начиная от заколок и детских игрушек и заканчивая панно, главное, дать волю своей фантазии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]