История огранки
История огранки драгоценных камней уходит корнями в глубь веков. До XX века все алмазы ограняли вручную. При этом не соблюдали симметрию граней, ведь основной целью было сохранить как можно больше сырья. Поэтому каждый готовый образец получался неповторимым. Ювелиры того времени не высчитывали и не выдерживали углы наклона фацетов относительно друг друга, определяя на глаз. По этой причине игра старинных бриллиантов намного более слабая, чем у современных.
История огранки: ювелирные техники XVI–XVII вв.
В XVI веке европейцы начали применять направленное раскалывание кристаллов как один из методов огранки, пользуясь тонким стальным клинком и специальным молотком. Этот метод упомянул в своей работе «Драгоценные камни и история» (1609) фламандский минеролог Ансельмус де Боудт.
Возможно, методика была известна ранее в Индии. Подтверждением этой теории могут служить записки французского купца Жана-Батиста Тавернье, который вел активную торговлю бриллиантами с Индией. Он писал, что в раскалывании драгоценных камней индийцы более искусны, чем европейцы.
Другие техники огранки XVI века описаны итальянским скульптором и ювелиром Бенвенуто Челлини в его труде «О ювелирном мастерстве и скульптуре». В трактате содержится информация, что для того, чтобы алмаз получил площадку, грани и вершину, его закрепляют в держателе, который фиксирует камень для обработки на вращающемся колесе из закаленной стали. Колесо, в свою очередь, крепится к ручной мельнице и позволяет гранить и в то же время полировать за счет алмазной пыли от 4 до 6 алмазов одновременно.
Позднее в арсенале огранщиков появился новый метод — пиление алмазов. Технология описана в 1647 году и применялась до XIX века. Она предполагала использование тонкой нити с нанесенной на нее смесью алмазной пыли и масла, с помощью этой нити осуществлялось пиление.
Одна из самых старых разновидностей огранки — «Роза». Появившись в XVI в., она была популярна вплоть до XVIII в. Ей на смену пришла «Старая огранка», или Old mine. Это одна из самых первых разновидностей бриллиантовой огранки.
Огранка в XIX веке
В первой половине XIX столетия быстрыми темпами развивались центры огранки в Антверпене, Лондоне и Амстердаме. Происходящие в индустрии изменения достигли апогея к середине века с изобретением Генри Морсом и Чарльзом Филдом первой паровой машины для огранки бриллиантов (патент 1874 г.). Устройство позволило получать симметричные круглые камни.
В 1892 г. Даниэлем Сваровски изобретена первая электрическая ограночная машина, что положило начало коммерческому применению круглых бриллиантов. В 1900 г. была представлена циркулярная пила, позволявшая терять меньше драгоценного сырья. С ее помощью разделяли кристаллы, которые нельзя было раскалывать.
С новыми технологиями пришли золотые дни для индустрии огранки.
Гранение 17 века
В начале 17 века на алмазных шахтах в Бразилии самоцветы гранили таким образом, что рундист приобретал форму подушки. Углы обработанного алмаза скруглялись, камень смотрелся крупнее. Шахтная или подушковидная обработка сохраняла бриллиант от сколов на углах. Предыдущая огранка «таблицей» смотрелась скучно и была непрактичной. После открытия алмазных месторождений в ЮАР такой вид отделки бриллианта стал называться «старая шахтная огранка». В результате шлифовки максимально сохраняется первоначальный вес самородка. Усовершенствованной формой шахтной огранки является тип «кушон» с 57 гранями: 33 в короне и 24 в павильоне.
Обработка камней
Алмаз — бриллиант только после огранки, лишь тогда он используется в украшениях. Какой бы ни была его проба, этот драгоценный камень любое украшение делает изысканным и желанным.
Технически обработка алмазов дело несложное, но физически затратное. Почти все операции по обработке минерала столетиями производятся вручную, совершенствуются лишь формы и виды огранки камня.
Обработка минерала требует специальных навыков, терпения и неторопливости в принятии решений. Будущая форма кристалла и тип огранки зависит от его природной формы, количества карат, наличия изъянов и разного рода включений. Огранщик постоянно вынужден выбирать между размером и весом камня во много карат или его идеальным качеством. Так или иначе, что бы мастер ни выбрал, огранка бриллианта должна быть высочайшего качества.
Основные понятия
Как в любом деле, в ювелирном мастерстве имеются профессиональные термины, обозначающие элементы, процессы. Термины помогают мастерам понимать друг друга и технологию производства в целом.
- Рундист – самое широкое место в поперечном сечении образца, за него крепится обрамление в изделии;
- Корона – видимая часть минерала, самая эффектная, у короны есть грани и клины;
- Павильон – нижняя часть образца, находится под разделительной линией рундиста;
- Каллета – нижняя точка кристалла, спрятана в обрамлении;
- Площадка – широкая плоская грань, находится сверху в горизонтальной плоскости.
Раскрыть красоту полупрозрачных минералов помогает фацетная огранка, ступенчатая либо бриллиантовая. На ее основе самоцветам придают любую форму – антик шар, трапецию и другие.
Старая Европейская огранка против Современной круглой бриллиантов огранки
Старая европейская огранка и современная круглая бриллиантовая огранка имеют некоторые общие черты, которые делают их похожими. Например, оба имеют круглую форму и 58 граней. Однако эти два разреза имеют заметные различия, которые помогают различать их: Размер площадки: алмазы OEC имеют меньшую площадку по сравнению с круглыми бриллиантами. Это особенно заметно при сравнении камней одинакового размера. Высота короны: бриллианты OEC имеют более высокую коронку по сравнению с круглыми бриллиантами того же веса карата. Глубина павильона: алмазы OEC, как правило, имеют большую высоту короны, что означает, что они имеют более глубокий павильон, чем аналогичные по размеру круглые бриллианты бриллиантовой огранки.Старая европейская огранка и современная круглая бриллиантовая огранка имеют некоторые общие черты, которые делают их похожими. Например, оба имеют круглую форму и 58 граней.
Виды огранки ювелирных камней.
Круг
Этот тип огранки ювелирных вставок появился в начале XX века. Он был создан с помощью самых первых инструментов мастеров-огранщиков. Великолепие камня с этой огранкой раскрывается благодаря 57 идеальным граням. Для мелких кристаллов достаточно 17-33 граней.
Овал
Во второй половине XX века начали использовать вид огранки Овал. Клиновидные грани, в количестве 57 штук, заставляют камни сверкать и переливаться под солнечными лучами.
Маркиза
Огранка Маркиза имеет вытянутую овальную форму с острыми концами. Названа она так в честь Маркизы де Помпадур. Второе название данной огранки – navette (челнок). Мастера формируют на кристалле 55 граней.
Принцесса
Вид огранки Принцесса первоначально использовался для обручальных колец. Крупный камень с 68 гранями помещали в центр и окружали его меньшими камешками с количеством граней 49 или 65.
Изумруд
Вид огранки Изумруд вызывает интерес своей необычностью. Это ступенчатый способ обработки, который используют для больших полупрозрачных камней. Его особенность состоит в скошенных углах, от которых отражаются блики света.
Груша
Огранка Груша похожа на вид огранки Маркиза. Отличие в количестве граней (их 55) и один конец сужается, делая кристалл похожим на каплю. Заостренную часть вставляют в оправу.
Сердце
Этот вариант огранки один из самых дорогих. Используются особые фасеточные инструменты. Придерживаясь пропорций 1:1 длины и ширины, мастера делают камень идеально прочным и красивым.
Багет
Это типы огранки драгоценных камней внешне похожих на Изумруд. Различие — меньшее количество граней. Применяется для обработки камней маленького размера. Изумруд подчёркивает даже самые незначительные трещинки на камне.
Квадрат
Название происходит от латинского слова «exquadra», т.е. квадратная форма огранки камня. Кристаллы в виде квадрата выглядят оригинально за счет равных сторон и «ступенчатой» огранки. Грани наносятся поэтапно и параллельно краям, образуя пирамиду со срезанной вершиной.
Кабошон
Огранка камня Кабошон — представляет из себя камень с плоским основанием и полуокружностью без граней. Имеет французское происхождение — «caboche» (голова). Может быть овальным, круглым или грушевидным.
Триллион
Голландские мастера в XX веке изобрели Триллион, которая стала самой распространенной огранкой. Она выполняется в виде равнобедренного треугольника. Количество граней зависит от самого кристалла — его формы, цвета и плотности.
Ашер
Вид огранки похожий на Изумруд, но с большим количеством уровней. Мастера самостоятельно подбирают форму граней. Их количество варьируется от 25 до 72. Если камень очень крупный, увеличивается и количество сторон.
Октагон
Чистые минералы ярких оттенков обрабатывают по типу Октагон. В результате получаются восьмигранные прямоугольники, защищённые от механических повреждений.
Кушон
Эта огранка имеет четыре закругленные угла и выпуклые стороны. Напоминает форму подушки.
Кушон придумали очень давно. Особую популярность она приобрела в эпоху барокко.
Бриолет
Вид огранки Бриолет появился в начале XVII века и пользовался популярностью до середины викторианской эпохи. Эта огранка подразумевает создание подвески. Множество ромбовидных граней завораживающе переливаются при свете канделябров и свечей, но в современном освещении выглядят скучно. Сегодня Бриолет считается винтажной огранкой.
Познакомившись с основными видами огранки ювелирных вставок и кристаллов, вы можете взглянуть на украшения с ювелирными камнями по-новому. Ориентироваться станет проще и при выборе материалов для собственных изделий. Помните, в любом деле главное — вдохновение.
Камни Preciosa
Preciosa
Preciosa