Золото — пожалуй, единственный металл, который никогда не потеряет своей популярности. На протяжении многих веков этот удивительный драгоценный металл имеет непреодолимую власть над человеком.
Каждый год дизайнеры и производители ювелирных изделий определяют модные тенденции в области украшений из золота, включая тот или иной оттенок этого драгоценного металла. Но золото – это не просто мода, а, прежде всего, символ красоты и гармонии.
Золото – единственный металл, который в чистом виде имеет ярко-желтый цвет. Это мягкий, тягучий, пластичный и ковкий металл. Одним из самых ценных свойств золота считается его химическая устойчивость. Именно поэтому золото — самый «благородный» из всей группы драгоценных металлов. Кроме того, форма и строение молекул золота уникальны: они могут быть и пластинчатыми, и круглыми, и игольчатыми.
Благодаря своей красоте и пластичности золото является одним из основных материалом в ювелирном производстве. Чистое золото в ювелирном деле служит основой драгоценных сплавов и для золочения. При добавлении различных металлов золото меняет оттенок от красного до белого. Это позволяет ювелирам создавать изделия, которые способны подчеркнуть индивидуальность владельца и изысканность драгоценного камня.
Золото и его сплавы
Сплавы золота по цветовой гамме классифицируются на белые, красные, желтые, зеленые, розовые и другие. Важно знать, что сплавы одно и того же оттенка могут быть различных проб.
Характеристики, которые должен иметь сплав, определяются участием того или иного компонента в его составе:
- Чтобы получить белое золото, в сплав добавляется платина, палладий и никель. Такие составы обладают высокой температурой плавления и почти не поддаются коррозии.
- Медь и серебро дают возможность создать сплав от светло-желтых до красных оттенков, а также достичь зеленоватых и красноватых тонов. Такие изделия обладают средней температурой плавления, сохраняя пластичность металла и высокие показатели ковкости.
- Чтобы получить сплав с низкой температурой плавления, золото разбавляется цинком и кадмием. Такие сплавы часто используют, как припои.
Итак, в золото могут добавляться следующие компоненты:
- Медь. Получить ярко-красный сплав можно, добившись содержания меди в виде 14,6%. Она придает составу твердость, сохраняя тягучие свойства. Но медь делает металл более подверженным коррозии.
- Серебро. Белый сплав получается при содержании в нем 65% аргентума. При соотношении серебра в 30% цвет будет бело-желтым. При добавлении малого количества серебра, состав будет зеленоватого оттенка.
- Платина. Используется для достижения белого цвета сплава. Белый оттенок получается уже при 8,4%-ном содержании в составе платины. Также этот металл увеличивает показатели упругости.
- Палладий. Применяется также для получения белого оттенка, но в таком случае требуется добавить в сплав не менее 10% вещества. Металл резко повышает температуру плавления, оставляя без изменения пластичность.
- Никель. Главным образом влияет на литейные характеристики сплава, увеличивая его текучесть. Цвет состава изменяется на бледно-желтый. Никель – весьма аллергенный металл, способный вызвать раздражения кожи при длительном ношении украшения.
- Цинк. Используется для придания легкого зеленоватого оттенка, заметно снижая температуру плавления. Наличие цинка в изделии делает его более хрупким.
Цвета золотых сплавов в зависимости от состава
Цвет зависит от соотношения взятых компонентов. Одинаковые на вид украшения могут иметь разную стоимость и свойства благодаря богатым изысканиям в этой области.
Желтое
Классический цвет – результат соединения с Cu и Ag. Улучшается износостойкость. Желтый цвет у ювелирных украшений – очень популярный уже несколько столетий. 750 и 585 — характерные значения содержания золота для этого цвета.
Черное
Очень эффектный цвет для современных украшений, получается несколькими путями:
- окисление кобальтом;
- во время выделки с добавлением углерода;
- патирование;
- покрытие родием или рутением.
Белое
Цвет получают добавлением самых разных лигатур. Это может быть и марганец, и никель, и палладий. Ювелирные изделия этого цвета очень красивые, белые с желтым подтоном. Впервые начали вырабатывать в первом десятилетии XX века взамен тугоплавкого сплава с платиной.
Красное
В результате соединения золота с медью получается розовый или красный сплав. Этот вид распространился по Европе в XX веке. Для России его появление датируется XVIII веком. Сегодня оно популярно как основа в обручальных кольцах.
Другие
Зеленовато-желтое – результат сплавления с серебряной лигатурой. Состоит из 73 % золота и 27 % серебра. Под названием «электрум» пришло к нам из Древней истории как природное соединение. Зеленоватый оттенок характерен для сплавов с добавлением кадмия. Украшения из подобного сплава считаются вредными для здоровья. Из-за токсичности лигатуры их не следует носить продолжительное время.
В сплаве с индием получается эффектный голубой цвет.
Долгое время ювелиры мира пытались получить фиолетовое золото. Эксперименты увенчались успехом в 2002 году. В составе 19 каратного (750 пробы) фиолетового золота содержатся добавки алюминия и палладия. Сложным представляется уход за такими изделиями. Материал очень хрупкий, используется в украшениях только отдельными элементами.
Пробы золота
Существует несколько наработанных систем определения пробы металла. Самые известные из них — это метрическая и каратная.
В России длительное время применяется метрическая система определения проб, так как она очень удобна и понятна. Эта система отображает, какое количество чистого золота содержится в одном килограмме сплава. Например, если в 1000 грамм содержится 585 грамм золота и 415 грамм примесей (лигатуры), изделие будет иметь 585 пробу.
Каждая проба имеет свои особенности и сложно сказать, какая из них лучше. Для хранения драгметалла в слитках используют 999 пробу, т. е. золото хранится практически в чистом виде. Тогда как самой распространенной пробой для создания украшений является 585.
Что касается каратной системы оценки, она имеет наибольшую популярность в странах Европы и США. В этом случае в качестве основы выступают 24 части сплава, а проба показывает, сколько полных частей приходится на золото.
Так, если на изделии указана проба 18К, это значит, что оно состоит на три четверти из золота и на четверть из лигатуры. Говоря языком метрической системы, это изделие 750 пробы. Украшения изготавливаются из следующих сплавов: 9 карат, 10, 14, 18 и 24.
958 проба
Состав этой пробы включает в себя 95,8% чистого золота. Она максимально приближена к характеристикам червонного золота.
Проба соответствует 23 каратам в каратной системе оценки. 958 проба крайне редко используется ювелирами для создания украшений. Это связано с непомерно высокой стоимостью изделий и их предрасположенностью к разного рода повреждениям.
В состав такого сплава, согласно ГОСТу 30649-99, помимо благородного металла, могут входить следующие компоненты:
- Серебро – 1,7-2,3%
- Медь – 1,2-2,4%
- Железо – до 0,08%
- Свинец – до 0,003%
- Сурьма – до 0,003%
Сплав имеет ярко-желтый цвет с характерным блеском. Его используют только для создания некоторых частей изделий, не подверженных непрерывному физическому воздействию.
958 проба не реализуется в виде слитков и продается лишь в качестве лома или украшений. Стоимость сплава изменчива и зависит от разных факторов, таких как место производства, сложность работы, место приобретения изделия и др.
Сплав 958 пробы не нашел широкого применения несмотря на тот факт, что он утвержден ГОСТом.
750 проба
Эта проба является весьма популярной среди ювелиров и соответствует 18 каратам. В ней содержится 75% золота, что является наиболее оптимальным соотношением. Сколько грамм в 1 карате золота,можно узнать здесь.
Довольно высокий процент золота привлекает покупателей, а мастерам легко работать с таким составом, поскольку лигатуры в нем также достаточно (25%). Золото 750 пробы легко полируется и обрабатывается.
Цвет изделия из золота такой пробы варьируется в зависимости от того, что составляет остальные 25%.
Наиболее распространенный вариант — изделия белого цвета, для которых применяется палладий и серебро в соотношении 20% к 5%. Уникальность таких изделий заключается во внешней схожести с натуральной платиной, однако, их стоимость на 40% дешевле платиновых украшений.
585 проба
Эту пробу смело можно считать наиболее популярной в изготовлении ювелирных украшений. Из нее делают кольца, запонки, цепочки, браслеты, пуговицы, фамильные ценности и др. Изделия 585 пробы не тускнеют с течением времени и являются очень прочными.
Что добавляют в золото 585 пробы? Оттенки золота этой пробы бывают самыми разными: белый, красный, розовый, зеленый и др. Это зависит от состава примесей. В сплаве золота 585 пробы классически присутствует медь и серебро.
585 проба имеет интересное происхождение. Она появилась после распада Советского Союза в качестве замены золота 583 пробы, которая не пользовалась особой популярностью. Находясь в изоляции от стран Европы, СССР сам устанавливал стандарты и пробы. Увеличив содержание золота на 0,2%, изобретатели получили знаменитую 585 пробу, соответствующую всем требованиям как потребителей, так и мастеров-ювелиров.
500 и 375 проба
500 пробу сегодня крайне сложно встретить на ювелирных прилавках по причине целого ряда недостатков такого сплава.
Несмотря на то что он разрешен для изготовления ювелирных украшений, им практически никто не пользуется. Связано это с очень низкими литейными свойствами данной пробы. Она нашла свое применение в качестве стандарта для проверки украшений.
Золото 375 пробы также редко встречается в ювелирных магазинах. Изделия из такого сплава быстро теряют привлекательность и блеск, из-за чего спрос на них крайне невелик. 375 пробу применяют в изготовлении браслетов, портсигар, часов, а также таким сплавом инкрустируют предметы обихода и элементы интерьера.
Какие примеси добавляют?
Разные оттенки золота 585 пробы создаются разными способами. К примеру, розовый получается путем добавления меди. Белое золото, которое легко можно спутать с серебром, получается также путем добавления меди и небольшого количества серебра. В отличие от последнего металла, такое золото выходит гораздо прочнее и красивее.
Помимо вышеперечисленных соединений добавляют и другие сплавы:
- Цинк.
- Никель — наряду с медью придает золоту твердость и устойчивость к коррозии.
- Палладий позволяет делать тонкие украшения самых невероятных форм.
- Платина придает серебристый цвет и повышает плотность готового изделия, продлевая срок его службы.
- Сурьма повышает текучесть и способствует удешевлению производства. Ее добавляют в олимпийские медали: на самом деле в них содержится всего 1% драгоценного металла.
Желтое золото
Большинство ювелиров предпочитают работать именно с желтым золотом, являющимся уникальным материалом. Оно довольно прочное, но в то же время его легко обрабатывать.
Желтое золото позволяет изображать самые изящные и тонкие узоры. С ним прекрасно сочетается жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни.
Что добавляют в желтое золото? Как правило, применяется серебро и медь. Приемлемая стоимость этих лигатур делает желтое золото достаточно доступным в ценовой категории.
Желтое золото примечательно тем, что оно подходит под любой оттенок кожи. Кроме того, оно имеет одинаковую ценность во всех странах и континентах. Цена такого золота может варьироваться в довольно широких пределах и зависит от множества факторов, описанных выше.
Чистится желтое золото довольно легко: при помощи перекиси водорода, соли и моющих средств.
Ювелиры BENDES studio рассказывают зачем
В природе золото отягощено рядом примесей. Горнякам требуется приложить немало сил, чтобы добыть ценную породу из недр земли, и избавить полезное ископаемое от посторонних вкраплений. Получившийся метал формируют в чистые слитки золота. В России такое золото доступно к продаже в Сбербанке, и называется «банковский слиток». Справедливости ради стоит отметить, что даже здесь не совсем чистое золото. Проба банковского слитка значится как 99,99%. Это означает, что количественное содержание Au (Aurum) на 1000 условных частей составляет 999 частей. Оставшаяся одна часть – допустимая погрешность после очистки добытого металла.
Белое золото
В состав белого золота обычно входит платина, серебро, палладий и никель. По цене белое золото всегда будет дороже желтого, что связано с себестоимостью лигатуры. Особо осторожно стоит относиться к изделиям с примесью никеля, так как этот металл у многих людей вызывает аллергию и кожные реакции.
Идеальным вариантом является белое золото с добавлением палладия и платины, однако, найти такой сплав бывает нелегко, и цены на такие изделия крайне высоки. Нередко подобные украшения выпускаются в единственном экземпляре или ограниченными партиями.
Украшения из белого золота в обязательном порядке покрываются родиевым напылением. В противном случае оно будет иметь сероватый оттенок. Кроме того, такое покрытие защищает золото от микроскопических повреждений.
Недостаток белого золота заключается в том, что покрытие со временем стирается, изделие тускнеет. В этом случае необходимо отнести его к ювелиру для обновления напыления. Белое золото очень нежное и деликатное: ему может причинить вред даже хлор, содержащийся в проточной воде.
Маркировка сплавов
Золотосодержащие сплавы имеют общую маркировку. Ее основу составляет обозначение буквами из кириллицы:
- Зл – золото;
- Пд – палладий;
- Пл – платина;
- Кд – кадмий;
- Ср – серебро;
- М – медь;
- Н – никель;
- Ц – цинк.
Рядом с буквами, обозначающими металл, идет число, обозначающее долю содержания материала. Для драгоценных металлов содержание указывается в долях от тысячи, для остальных – в сотых, то есть в процентах.
Черное золото
Черное золото встречается крайне редко и стоимость его высока по сравнению с другими видами золота. Получают его несколькими способами: добавлением в состав различных сплавов, либо напылением на золотое изделие порошка из черного металла. Большинство рецептов изготовления такого золота хранится под секретом.
Черное золото выглядит весьма эффектно, богато и элегантно. Украшения из него подходят как мужчинам, так и женщинам. В сравнении с желтым золотом, черное является более хрупким, но, без сомнения, более ценным и дорогим.
Зачем нужна лигатура и можно ли обойтись без неё
В ювелирной промышленности лигатура для золота чрезвычайно важна — добавляя в сплав различные элементы, можно добиться существенных изменений характеристик золотого изделия, таких как прочность или внешний вид. Следует учитывать, что в качестве дополнительного элемента используются только чистые металлы, без каких-либо примесей. Это не означает, что золото можно смешивать только с одним определённым элементом, допускается, и довольно успешно используется совмещение нескольких металлов. Чистое золото — довольно мягкий и весьма пластичный металл, и такие украшения, выполненные из него, будет довольно сложно носить, не беспокоясь за их сохранность. Для этого и используется лигатура — при помощи добавления к нему прочих элементов становится возможным значительно увеличить прочность изделия.
Другие цвета
Современные технологии позволяют создавать сплавы золота практически любого оттенка, но далеко не любой из них обладает достаточными характеристиками, чтобы выйти на широкий рынок. Так, есть несколько технологий изобретения фиолетового золота. Но такие изделия не всегда практичны.
В Уральске ученые физического института металлов придумали способ, с помощью которого можно создавать зеленое, пурпурное, голубое, фиолетовое и черное золото.
Кроме того, учеными обнаружен тот факт, что при сопоставлении некоторых условий, поверхность золота способна приобретать разные оттенки. Экспериментируя с желтым золотом, удалось достичь глубокого синего оттенка сплава.
Почему при одной пробе украшение бывает жёлтое или белое?
Белым оттенком изделия обязаны присутствию следующих металлов: платины, палладия или серебра, в лигатуре. Наиболее дорогим сплавом является смешивание с платиной — не всем потребителям по карману подобные украшения. Составы с никелем доступнее, и выявить их можно по не такому яркому блеску, отдалённо напоминающему ювелирное серебро. Но стоит знать, что изделия из этого сплава негативно влияют на здоровье владельца, нередко становясь причиной появления аллергии. Добавленная всего 1/10 часто платины придаёт составу блеск и отличительный белый цвет, существенно увеличивая прочность и повышая устойчивость материала к химическому воздействию. 585 проба содержит чуть более половины золота, остальное же состоит из серебра или платины, чем и обеспечивается белый цвет продукции. Примеси палладия или никеля придают едва заметный желтоватый оттенок. Для получения выраженного белого цвета состав дополнительно покрывают слоем родия — элементом, относящимся к платиновой группе металлов, придающим изделию высокую устойчивость к механическим воздействиям. Стоимость этого металла превышает стоимость золота, и по этой причине ценность такого украшения сравнима с ценностью предметов из чистого драгметалла. Также подобные украшения абсолютно безвредны для здоровья.
Методы получения цветного золота
Существует несколько способов получения цветного золота:
- Нанесение особого напыления на поверхность готового изделия. Осуществляется благодаря термической и химической реакции сплавов металлов со средой.
- Оксидирование. Этот метод подразумевает создание декорации цветом искусственным путем. На поверхность украшения наносится оксидный слой.
- Патинирование. В данном случае происходит химическая обработка сплава, в составе которого присутствует медь.
- Окисление. Изделия из золота окисляются в воздухе в течение 30-60 минут под температурой 750-950 градусов Цельсия. Так, для получения черного золота применяется кобальт.
- Родирование. Применение на готовых изделиях родиевого напыления.
- Гальваностегия. Данный метод подразумевает использование растворов с добавлением специальных красителей, формирующих особый слой на украшении и придающих им желаемый цвет.
- Перекрашивание золота – самый молодой, недавно открытый способ получения цветного золота. На уровне атомов золото проходит фрезеровку ионным пучком. Подбирается структура и глубина, контролируются световые волны. Благодаря способности металлов поглощать и отражать волны, можно получить любой оттенок золота.
Так, золото ценилось испокон веков и по сей день считается благородным металлом. Большой выбор состава сплавов делает золотые изделия доступными для людей с разным уровнем достатка.
Способы украшения тортов и десертов
Наносить съедобную фольгу для декора десертов страшно, но не сложно. Проще всего пользоваться хлопьями. Их достаточно раскидать сверху на торт или пирожное в хаотичном порядке.
Если у вас мелкие золотые блестки, которыми хочется украсить шоколадные конфеты, кейкпопсы, их можно закрепить еще не остывшей глазурью, аккуратно посыпая десерт. В результате у вас получится что-то наподобие этого:
Еще несколько вариантов украшения шоколадных конфет:
Главное — не берите хлопья руками. Вы можете их легко смять, оставить жирные следы от пальцев на поверхности. Лучше вооружиться пинцетом и экономить каждый кусочек.
Как крепить сусальное золото
Работать с фольгой немного сложнее чем с хлопьями. Если вы планируете покрыть целый торт, то у вас может не получиться идеально с первого раза. Все-таки, это достаточно кропотливая работа, для которой вам потребуются:
- обтянутый мастикой торт;
- мисочка с водой;
- книжка с фольгой;
- ножницы;
- бумажное полотенце;
- перчатки.
Порядок работы:
- Отделяем бумажный лист с фольгой от книжки. Обрезаем лишнюю бумагу с 3 сторон. За последний кусочек мы будем держаться во время работы.
- Складываем бумажное полотенце, чтобы получился плотный и удобный для работы прямоугольник. Слегка смачиваем водой и промакиваем мастику. Обрабатывать за раз надо небольшую площадь, чуть больше, чем у сусального золота. Сильно мочить мастику нельзя, иначе она растает. Просто промакиваем.
- Приклеиваем сусальное золото к торту. Для этого прикладываем фольгу к мастике и аккуратно разглаживаем через бумагу в одном направлении.
- Смачиваем соседний участок, не прикасаясь к золотому покрытию. Иначе оно легко порвется. Повторяем процедуру, пока не закончится торт.
- Если остались зазоры, отрезаем фольгу вместе с бумагой по размеру и аккуратно наносим, стараясь не зацепить уже имеющийся слой.
Сусальное золото нельзя трогать ни руками, ни тряпочкой, ни кистью. Оно очень легко рвется и деформируется. А с учетом стоимости декора, каждая ошибка будет стоить дорого. Зато в результате у вас получится вот такая красота:
Еще можно не покрывать весь торт целиком. Достаточно сделать красивый узор ободком, даже не заботясь о том, чтобы он был ровным. Так сэкономите и вы, и клиент, не теряя привлекательности декора:
Вот еще простая идея оформления денежного торта. Монетки можно взять шоколадные и покрыть кандурином:
Мне очень нравятся такие золотые акценты на десертах. А вам? Или все это просто понты и цыганщина? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Химические свойства «короля металлов»
Для обозначения золота используется знак Au. Это сокращение от латинского наименования металла — Aurum. В периодической системе Менделеева оно находится под номером 79 и располагается в 11 группе. По внешнему виду это металл желтого цвета. Золото находится в одной группе с медью, серебром и рентгением, но его хим свойства ближе к металлам платиновой группы.
Инертность — ключевое свойство этого химического элемента, которая возможна благодаря высокому значению электродного потенциала. При стандартных условиях золото не взаимодействует ни с чем, за исключением ртути. С ней этот химический элемент образует амальгаму, которая легко распадается при нагревании всего в 750 градусов по Цельсию.
Хим свойства элемента таковы, что остальные соединения с ним тоже недолговечны. Это свойство активно используется в добыче благородного металла. Существенно реакционность золота возрастает только при интенсивном нагревании. Например, его можно растворить в хлорной или бромной воде, спиртовом растворе йода и, конечно, в царской водке — смеси соляной и азотной кислоты в определенной пропорции. Химическая формула реакции такого соединения: 4HCl + HNO3 + Au = H (AuCl4) + NO + 2H2.
Химия золота такова, что при нагревании оно может взаимодействовать с галогенами. Чтобы образовать соли золота, надо восстановить этот химический элемент из кислотного раствора. При этом соли не выпадут в осадок, а растворятся в жидкость, образуя коллоидные растворы различного цвета.
Несмотря на то что золото не вступает в активные химические реакции с веществами, в быту не стоит допускать взаимодействия изделий из него с ртутью, хлором и йодом. Различная бытовая химия тоже не лучший сосед для изделий из драгоценного металла.
Дело в том, что в ювелирных украшениях используется сплав золота с другими металлами, и различные вещества, взаимодействуя с этими примесями, могут нанести красоте изделия непоправимый ущерб. Если нагреть золото выше 100 градусов по Цельсию, то на его поверхности появится окисная пленка толщиной в одну миллионную долю миллиметра.
Как отличить подделку?
Есть несколько способов, как отличить подлинное изделие от фальсификации. Надо отметить, что применение только одного теста не гарантирует точность результата. Лучше вести проверку по нескольким параметрам. Итак, опытные ювелиры используют следующие способы, чтобы отличить золото от подделки:
- Проверяют мягкость. Настоящий желтый металл очень мягкий. Если надкусить его, то на нем останется след. Именно так, на зуб, можно отличить подделку. Сплавы с минимальным содержанием благородного металла твердые.
- Проверяют звучание. Настоящее ювелирное изделие из золота звенит мягко, легко. Но только на слух полагаться не стоит. Различные примеси по-разному искажают звучание.
- Капают йодом. Если в изделии большая доля искомого металла, то капля йода, помещенная на поверхность предмета, почернеет. В противном случае — станет белой.
- Чертят по кафелю. Так как плотность золота выше кафеля, то оно должно оставить на нем характерный золотистый след. Если же это подделка, то след останется на изделии. Также следы золотой пыли останутся на коже, если изделие тщательно потереть, например, о руку.
- Взвешивают на специальных весах. Если плотность металла меньше заявленной, то и вес изделия будет меньше.
- Скребут по тыльной стороне предмета. Это делается для того, чтобы узнать, не скрывается ли под слоем позолоты обыкновенная медь или вольфрам.
Потенциального покупателя должны насторожить и следующие моменты:
- отсутствие документации;
- несоответствие клейма с пробой, задекларированной в документах;
- исправления в документах;
- стертое клеймо с пробой;
- знак пробы советского периода;
- непривычный цвет изделия.
Если смущает что-то непонятное и есть какие-то подозрения, это верный знак, что сперва изделие стоит показать профессионалу, оценщику или сотруднику ломбарда, и только потом принимать решение о покупке.