- История цепи и цепной моды
- Как делают цепочки? Машинная вязка цепочек
- Штамповка цепочек
- Якорное
- Прочность
- Где используют цепочки для рукоделия?
Металлические цепочки – чуть ли не самый востребованный вид фурнитуры для бижутерии. И один из самых ассортиментных Цепочки для создания урашений и бижутерии. Цепи используются в качестве самостоятельного украшения, как основа под кулоны и подвески, как элемент декора. Это и обусловливает их размерное, форменное, цветовое, ценовое и прочее разнообразие. Какие бывают цепочки? Как выбрать подходящую конкретному творческому проекту? На чём можно, при этом, смело экономить, а какая экономия обернётся увеличением затрат? Об этом и не только поговорим далее.
История цепи и цепной моды
Провозглашенное сегодня дизайнерами цепное буйство случилось не вдруг. Цепи в женских и мужских украшениях присутствовали если не всегда, то с начала обработки человеком металла. Точней, изначально цепь была не украшением, а хитроумным способом добавить пластичности и гибкости самому прочному из природных материалов.
Это сейчас есть мягкие синтетические волокна, прочность которых металлу не уступает. А когда-то прочней металла был, разве что, камень. Но камень, в отличие от металла, совершенно лишен ковкости (способность к деформации). То есть из камня получить ткань или верёвицу при тогдашних технологиях было немыслимым. А вот металлические элементы между собой оказалось возможным соединить без клейких или цементирующих составов. Одним лишь посредством охвата одной тверди другою. Это и позволило вить верёвки из непослушного металла.
Управляться с ним, негнущимся без титанических усилий, крайне неудобно. А вот если разделить его на небольшие фрагменты. Да согнуть их, раскалённые в кузнечном горне, в кольца. Да продеть эти кольца одно в другое, накрепко сплавив места соединения в каждом… Так и оказалась в руках у человека цепь, обладающая податливостью верёвки и прочностью металла одновременно.
«Цепь», кстати, это русскоязычное название изобретения. Этимологией слово обязано самому процессу соединения ковких элементов. В праславянских языках он обозначался глаголом «чепить». Позже, вместе со звуком «ц», пришедшим в язык наших предков из соседних языковых культур, пришло и так называемое «цоканье». Исконная «чепь» стала привычной нашему современному русскому слуху «цепью».
Что же касается самой важности изобретения, то переоценить её невозможно. Подмеченная, кем-то наблюдательным, способность металла к сцепке стала для человечества величайшим благом. Сцепка дала особо прочные одежды воинам: кольчуги, например, собирались из тех же сцепленных металлических звеньев-колечек. И особо прочные узы нужные в мирной повседневности.
Одно из самых простых плетений цепи называется якорным. И не случайно. Ведь тяжелый якорь, без которого ни один корабль не обходится, подвесить на верёвку если и удаётся, то ненадолго. Металл более устойчив к истиранию и неблагоприятным воздействиям воды, воздуха и солнца. Так что, одними из первых широко используемых цепей были именно якорные.
Как же из практической необходимости родилась не проходящая веками цепная мода? Вам когда-нибудь приходилось видеть тяжелую цепь, разматывающуюся под грузом якоря? Во-первых, это красиво! Всё, что красиво, мода без внимания нипочём не оставляет. Во-вторых, плетение цепи, как и любая работа с металлом, с самого начала требовало навыков и умений. Где же их искать, как не у искусных мастеров? А какой искусный мастер станет довольствоваться рутинной, доведённой до автоматизма работой? Даже в ковке обычных гвоздей, мастера и то норовят состязаться, за звание лучшего. Что уж говорить о цепях. Совершенствуя прочность цепей, мастера улучшали их вид, выдумывая новые способы и типы плетения. В общем, от трудов по улучшению якорных цепей, до ювелирных работ не так уж и далеко.
Стараниями ювелиров уже к середине VII века мода на цепочки стала всеобщей. Знать, само собой, норовила привесить карманный хронометр или театральный бинокль на цепочку из благородных металлов. Беднота подражала знати ношением цепочек из недорогих, имитирующих золото или серебро, сплавов. С появлением сложных плетений цепочка и вовсе перестала быть только лишь держателем функциональных личных аксессуаров или способом подвешивания кулонов.
Всё новые способы плетений цепочек не иссякают и теперь. Как не иссякает вдохновение модных дизайнеров год от года находящих для цепочек применения в своих коллекциях.
Как делают цепочки?
Исторически цепочный промысел складывался там, где ещё раньше сложился промысел оружейный. А если быть ещё точней, то плетением ювелирных цепей занялись те же мастера, что наторели в плетении кольчуг. По большому счёту, цепь – это один ряд кольчуги. Составить несколько рядов вместе – вот вам и металлический доспех. Спрос на украшения в мирное время превышает спрос на военное обмундирование, потому кольчужных дел мастера подрабатывали кустарным ювелирным производством, приспосабливая под его нужды все навыки и умения, передававшиеся из поколения в поколение. Именно так и зарождались многие ныне известные ювелирные производства.
Плетение цепочки, происходит в несколько этапов, что остаются неизменными на протяжении столетий:
- Получение металлического сплава. Исходный материал, в основе которого могут быть, как благородные металлы (золото, серебро, металлы платиновой группы) с легирующими (улучшающими ковкость, прочность, внешний вид) добавками, так и менее дорогостоящие, но тоже пригодные для плетения металлы.
- Волочение проволоки – сложный спроцесс даже теперь, когда осуществляется он не ручным, а машинным способом. Итоговая толщина цепочки зависит от диаметра этой заготовки.
- Витейка – так называют скрученную в пружинку проволоку. Сейчас скручивание витейки тоже поручают машине, что позволяет уложить витки быстро и равномерно.
- Звенья – получают их банально расстригая витейку на маленькие: в один или несколько, если того требует способ дальнейшего плетения, витков фрагменты.
- Сборка – цепочку собирают из отдельных звеньев, соединяя их в определённой, диктуемой типом плетения последовательности (о разнообразии плетений цепочек расскажем отдельно).
- Пайка – в места соединений каждого звена наносится припой и под воздействием температуры изначально разъединённые звенья спаиваются, становясь цельными, непрерывными, без начала и конца.
- Сколотка – сглаживание всех неизбежных при сборке неровностей и деформаций, придание цепочке окончательной формы: поперечное сечение уже собранной цепочки делается круглым, овальным, квадратным или плоским. Сейчас такую операцию тоже успешно осуществляют машины.
- Огранка – это уже необязательный тюнинг. Для дополнительного сияния на звенья цепочки возможно нанести резцом преломляющие свет грани. Сейчас этот ювелирный процесс тоже полностью или частично механизирован.
Цепочки, те что полностью готовые ожерелья или браслеты, режутся на нужной длины отрезки и снабжаются подходящей застёжкой. Метражные – те, что изготовлены лишь для того, чтобы стать творческим материалом, могут подвергаться дополнительным косметическим процедурам, как например окрашивание или нанесение защитных покрытий, но это уже нюансы.
Общая же картина ясна. В основе плетения цепи всё те же, выдуманные ещё древними кораблестроителями да оружейниками, а в последствии лишь усовершенствованные приёмы. Но, как уже ясно из упоминания о всевозможных станках, технологии изготовления цепочек, а вместе с ними и скорости на месте не стояли. Это и сделало цепочки, будь они даже платиновыми или золотыми, доступными для широких масс. Но не все цепочки. Ручной и только ручной авторский эксклюзив по-прежнему баснословно дорог.
Итак, изготавливают цепочки сейчас тремя способами:
- Ручное плетение;
- Машинная вязка;
- Штамповка.
Сразу заметим, что цепочки ручного плетения – это, даже если и не эксклюзив, всё равно разновидность ювелирного искусства. Такие дорогостоящие украшения изготавливают преимущественно в небольших частных мастерских. Мастеров ручного плетения цепочек можно встретить и на серийном производстве ювелирных украшений, но задействован он не в цехе по массовой штамповке, а на изготовлении штучного фирменного продукта. Следовательно, поиск цепочки ручного плетения среди недорогих товаров для хобби – занятие бессмысленное. Среди нашего ассортимента их нет и быть не может. Потому более подробно мы остановимся лишь на двух других способах плетения цепочек, что актуальны не только для ювелирного дела, но и для производства недорогой бижутерии и фурнитуры к ней.
Машинная вязка цепочек
Под ней подразумевается изготовление цепочки с помощью цепевязальных станков. Специализированных, плетущих цепочки определённого вида и размера, станков в настоящее время существует множество, и множество это постоянно пополняется всё новыми. Для общего представления скажем лишь, что на одном более-менее крупном ювелирном заводе станков может быть более сотни. Но, при этом, до сих пор существуют виды плетений, которые осуществляются только вручную (например, сложные варианты Бисмарка), то есть станки, что могли бы заменить кропотливую ручную работу виртуозного мастера под них так и не придуманы.
Кое-кто до сих пор утверждает, что цепочки машинной вязки непременно уступают в прочности тем, что сплетены вручную. Когда-то это действительно так и было, но с усовершенствованием станков, в лучшую сторону изменилось и качество производимых ими цепей. Теперь, цепи машинной вязки от солидных производителей, уступают ручным в красоте, но никак не в прочности.
Мало того, они имеют и ряд преимуществ. Так, тончайшие и легчайшие цепочки, какие имеются на рыке сейчас, ручным способом ни один Левша не сплетёт. А вот высокотехнологичная машина осуществляет микроскопические операции легко и просто. Современные цепевязальные станки плетут из проволоки толщиной от 0,15 мм! Простейшего якорного плетения цепочка, благодаря такому станку прирастает за минуту 600 звеньями! Таким-то скоростям мы и обязаны не только разнообразным и качественным, но и доступным по стоимости материалами.
Штамповка цепочек
Самый быстрый и простой из современных способов изготовления ювелирных и бижутерных цепочек. Звенья таких цепей не нарезают из проволоки, а получают с помощью специальных вырубных штампов из листового металла. А затем звенья эти собираются ручным или машинным способом, вроде конструктора детали которого нанизываются друг на друга, без дополнительного закрепления мест соединений пайкой. Такой способ изготовления цепочки наименее энергозатратный, но он же и наименее надежный. Штампованные цепочки, даже собранные из достаточно толстых звеньев, так же легко и разбираются, то есть теряют целостность при неудачном повороте, случайном нажиме и т.д. Отремонтировать же их, не зная схемы соединения (те ещё головоломки!), проблематично.
Преимущества
Какой бы ни была техника изготовления панцирной цепочки, изделие сохраняет свои преимущества.
- Все украшения прочные. Они отлично подойдут тем, кто планирует носить их вместе с подвеской.
- Гладкие звенья не цепляются за одежду и не причиняют коже дискомфорт.
- Плетение подходит как для мужских, так и для женских украшений. Всё зависит от размера звеньев. Считается, что «панцири» больше характерны для сильной половины человечества. Но если элементы маленькие, то из них получается изящное женское украшение. При этом прочность цепи не теряется.
- Для большего блеска панцирные цепочки декорируют алмазной гранью. Тогда они великолепно играют на свету и добавляют солидности своему носителю. Ювелирное изделие из красного золота подчеркнет высокий статус.
- За счет того, что цепочки с панцирным плетением очень прочные, они сложно поддаются деформированию. Такие изделия можно встретить даже из золота 999 пробы. Вообще, этот сплав непрактичен для аксессуаров, поскольку чистое золото довольно мягкое. Но ювелиры используют такое золото для создания панцирных цепочек, ручаясь за их долговечность.
Виды плетений цепочек
Видов плетений цепочек сейчас существуют сотни, но, это кажущееся разнообразие можно сузить до двух основных типов, различающихся сложностью либо простотой мельчайшего элемента цепи – звена. Всё остальное лишь множественные варианты их использования. В силу разного использования, разной последовательности соединений, различных приёмов и этапов обработки уже после сборки, цепочки из одного и того же сплава различаются не только визуально, но и по прочности, эластичности, функциональности. На самых популярных плетениях остановимся чуточку подробней.
Якорное
Самая, что ни есть цепная классика! С этого плетения, при котором звенья вставляются друг в друга перпендикулярно, и начиналась цепь. Попробуйте сцепить соединённые колечком большой и указательный пальцы правой и левой рук. Обязательно придётся повернуть одну руку в перпендикулярную плоскость, иначе соединение невозможно. Так и со звеньями якорной цепочки, в которой обязательно чередуются те, что лежат в одной плоскости, с теми, что лежат в перпендикулярной. Даже это, казалось бы, простейшее плетение имеет великое множество обличий. Внешний вид якорной цепочки зависит от величины и формы её звеньев. Помимо крупных-мелких, круглых-овальных, можно чередовать, например, крупные с мелкими или плоские с овальными и получить такой нехитрой игрой, с изменением параметров звена, бесконечное разнообразие якорных цепей.
Если диаметр отверстия звена равен диаметру проволоки из которого звено изготовлено, то якорная цепь будет напоминать шнур без всяких просветов в местах соединения звеньев, а от того, почти несгибаемый. Такие плотные цепи называют сколоченными.
Если соединять звенья попарно, то получиться уже двойная якорная цепь.
А можно соединять тройками или чередовать пару с одиночным звеном. Если овальное звено якорной цепи имеет центральную перемычку, повышающую устойчивость звена к деформации – это уже «морской якорь». Когда звенья якорной цепи сплющивают, скручивают по центру, получая восьмёрку, тогда якорное плетение, радикально меняя свое обличие, получает красивые названия «ролло», «кобра», «тонда»… Но всё это якорные цепи. Мало того, перпендикулярный принцип соединения звеньев в якорной цепочке стал основой для более сложных плетений.
Панцирное
Этот вид плетения всего лишь разновидность предыдущего. Но разница между ними столь принципиальна, что одно и то же действие осуществляется в другой плоскости и это имеет огромное значение.
Если звенья якорной цепочки, чередуясь, располагаются в перпендикулярных плоскостях, то звенья панцирной – всегда лежат в одной плоскости. Возможным это делает особые изгибы каждого звена. Те же овалы, кольца, или даже многоугольники обязательно имеют выступы и впадины. При вязании цепи выступающие участки звена ложатся в аккурат туда, где на соседнем звене впадина. Таким образом вместо объёмного двухплоскостного якорного плетения, мы получаем плоское панцирное. Панцирное, кстати, потому что по такому принципу плелись кольчуги и все средневековые боевые доспехи, тяжёлые и достаточно дискомфортные сами по себе, они просто вынудили мастеров изобрести соединение без немилосердно вдавливающихся в живое тело железных бугров.
Плести цепь таким способом возможно из звеньев различной формы, размеров, углов изгиба. Потому разнообразие панцирных цепочек не уступает якорным. Они всё так же бывают парными или даже тройными. Если изгибы звена чуть круче, чем требует попадание следующего звена в ту же плоскость, что и предыдущее, то плоская цепочка начинает закручиваться в спираль, как например цепи плетения «сингапур» и другие витые цепочки-стружки. Плотные панцирные плетения, где нет просветов в местах соединений звеньев, называют «снейк» или «шнурок», в зависимости от изгиба плотно уложенных звеньев они могут быть, как плоскими, так и объёмными в поперечном сечении. А цепочки, в которых по панцирному принципу чередуются звенья разной формы и величины, получили название «Фигаро», по имени непостоянного персонажа из пьесы Бомарше.
Бисмарк
Ещё один базовый тип соединения звеньев в цепочке, на основе которого существует множество разновидностей. В основе плетений типа бисмарк – соединение не звеньев, а спиралей. Те же самые пружинки из которых нарезаются звенья-колечки, разделяются на более крупные фрагменты, состоящие не из одного, а из нескольких витков. Именно соединение этих пружинок из нескольких витков и даёт замысловатые рисунки плетений бисмарк. Название типу плетения, кстати, подарил тот самый несгибаемый канцлер. Цепочки из пружин отличает особая прочность, да и солидность, что уж там.
Если конкретно рассматривать схему получения каждого рисунка из спиралек, то и откроется множество вариантов. Витки могут быть не только круглыми. То есть навивать проволоку возможно не только на прут с круглым сечением, но и на овал, и на многоугольник. Витки можно укладывать не только плотно друг к другу, но и на расстоянии. Можно соединять пружинки по одной, а можно соединять одновременно пару, тройку и даже четвёрку пружин, получая двойные, тройные, четверные плетения всё того же бисмарка. Перед соединением пружинку можно сложить, выгнуть целиком или отдельные её части. Вариантов очень много.
Множественные разновидности плетений бисмарк имеют свои собственные названия. Так, например, цепочку, полученную путём простого соединение круглых пружинок, называют «императорской» или «римской». Круглые пружинки с неплотно прилегающими друг к другу витками лежат в основе ажурных плетений, таких как «ручеёк» и «питон». Наоборот, очень плотное плетение, при котором последовательно соединяются квадратные, круглые или овальные звенья, образуя достаточно толстую и беспросветную цепь, называют «византийским». В «кардинале» чередуются ажурные секции и плотные. В «лисьем хвосте» соединяются противоположно направленные звенья.
Перлина
А эти цепочки от всех остальных отличает не тип звеньев и способ их соединения (здесь, как раз возможно всё, описанное ранее), а наличие присущего только им декоративного элемента, или перла. Перл – жемчужина, в традиционном понимании шарик, но вообще-то природный жемчуг не ограничивается одной лишь формой правильного шара. Жемчужины могут быть овальными, эллипсоидными и даже в форме угловатых геометрических тел, далеких от какой бы то ни было правильности. Так и цепь типа «перлина» обязательно имеет звенья из проволочной основы, на которую нанизан хотя бы один (возможно и несколько на одном звене) объёмный шар, параллелепипед, цилиндр с круглым или многоугольным сечением и т.д. Цепь может состоять из одних лишь декорированных объёмным элементом звеньев, либо звенья с декором сочетаются в ней со звеньями без такового. Но если видите вплетённые в цепь бусины (чаще металлические, но могут быть и из другого материала), то это и есть цепь-перлина.
Обобщая сказанное о типах плетения цепочек, заметим, что во многих современных плетениях сочетаются, например, якорное плетение и бисмарк. Отсюда и разноликость цепочек на ювелирном и бижутерном рынке.
Морской якорь
При якорном способе соединяемые звенья сцепляются друг с другом под углом в 900. Петли классической цепи имеют форму овала. Это самый простой метод плетения, которым можно изготовить цепочку своими руками. Если между звеньями расположена перекладина, то плетение носит название «Морской якорь». Существует сцепка не только узких, но и широких колец – ролло или шопард. Венецианское от классического плетения отличается звеньями, которые могут принимать форму квадрата или прямоугольника. В одном блоке может содержаться несколько элементов.
Цепочки: прочность, гибкость, вес…
От типа плетения напрямую зависят эксплуатационные характеристики, цепочки. Такие как прочность на разрыв, гибкость, самодостаточность. Закономерности поведения цепочки в носке или работе с ней, как с творческим материалом, весьма предсказуемы с первого же взгляда. Рассмотрим, что же в типе плетений определяет эксплуатационные характеристики цепочек.
Прочность
- Способ соединения звеньев – цепочки, где используется пайка, всегда надежней тех, что собраны «матрешечным» способом, при котором один элемент просто вставляется в пазы другого.
- Целостность звеньевв цепочке – надежностью обладают цепочки, у которых тщательно запаяны места стыков на звеньях. При качественной пайке стыки совершенно не видны, если они просматриваются это уже повод усомниться в надежности соединений. Пайка может и вовсе отсутствовать, то есть цепочка держится на одной лишь упругости проволоки, из которой она изготовлена. Такие цепочки самые недорогие, но и самые непрочные.
- Соединения звеньев связкамивсегда прочней, чем соединения одиночных звеньев. Притча про веник, что невозможно переломить целиком, но возможно без труда по одному прутику, работает и здесь. Потому к особо прочным относятся все разновидности плетения бисмарк, все парные, тройные четверные плетения и т.д.
Гибкость
Этот параметр напрямую зависит лишь от плотности плетения цепочки. Помним, что металл материал не эластичный, иначе цепочки были бы не нужны. Свободное движение звеньев в цепочке обеспечивает её подвижность, чем плотнее плетение, тем меньше подвижности. Якорные цепочки самые подвижные, то есть они совершенно не подвержены заломам. Хорошей подвижностью обладают и сложные ажурные плетения. Панцирные цепочки подвижны лишь в основной плоскости, а вот гнуть их в перпендикулярном направлении не рекомендуется. К несгибаемым, то есть наиболее подверженным изломам цепочкам относятся все виды сколоченных (максимально плотных) плетений и цепочки-перлины, особенно те, в которых шарики плотно прилегают друг к другу.
Вес
Вес цепочки зависит не только от веса сплава из которого она изготовлена, но и от способа плетения: чем плотней, тем тяжелей. Но у массивных с виду цепочек есть тонкий нюанс. Утрированно большие звенья такой цепочки, могут быть полыми внутри, то есть дутыми. Соответственно вес, как и расход металла, таким хитроумным способом заметно сокращается. Но помним, что вместе с этим заметно снижается и прочность. Лёгкие дутые цепочки – это версии лайт, предназначенные для декора, а не для сколько-нибудь серьёзной нагрузки.
Техника изготовления
Принцип панцирного плетения схож с якорным. В обоих случаях звенья последовательно соединяются между собой, только в якорном – звенья расположены перпендикулярно друг другу, а в панцирном – все элементы находятся словно в одной плоскости, напоминая панцирь. Такой внешний вид достигается за счет того, что отдельные колечки слегка скручены и напоминают незавершенную восьмерку. На последнем этапе цепочку шлифуют, дабы придать ей больший блеск.
В ювелирных магазинах представлены модели украшений, выполненные на станке или вручную. Последние стоят гораздо дороже, но зато такая цепочка уникальна.
Как выбрать цепочку для рукоделия?
Понравилась цепочка – бери! На что-нибудь да сгодится. Такой постулат опытных рукодельниц новичка может навеки разочаровать в цепочках, как творческом материале. Ведь цепочка, как раз, одна из самых капризных разновидностей фурнитуры. Слишком уж много у неё параметров, характеристик. В творческий проект она вписывается только если все они точно соответствуют поставленным задачам. Чтобы понять, что именно должно соответствовать, давайте для начала разберёмся с задачами, то есть уточним, для чего именно нам нужна цепочка.
Где используют цепочки для рукоделия?
- Самостоятельное украшение – в этом наипростейшем случае цепочка и сама по себе украшение.
Но случай не так-то прост. Точней, к простым цепочкам такие случаи совершенно не тяготеют. Толстые звенья, сложные плетения всё это призвано подчеркнуть самодостаточность цепочки. И эти броские изыски, прямо скажем, отторгают от себя всё навесное из вне. А вот тоненькая и невзрачная цепочка, ничем не обременённая, рискует попросту затеряться в образе. Если же хочется минимальной толщины и предельной простоты, то лучше бы разместить цепочку на шее, запястье или щиколотке в несколько рядов и тогда самая тонкая и простенькая станет явно заметной.
- Основа для ожерелья или браслета – ещё одно распространённое применение цепочки.
Цепочка идеальная для подвешивания кулонов, подвесок-шармов и т.д. Для таких служебных целей подходят цепочки нейтральных цветов и простых плетений. Если цепочка нужна лишь для демонстрации и удобной фиксации в должном месте броского бижутерного акцента, то она ни в коем случае не должна отвлекать внимание от него.
Беспроигрышный вариант простые якорные цепи подходящей толщины и цвета. Кстати, о цвете! Цепочки, как и вся фурнитура для бижутерии могут иметь покрытие – нанесённый поверх сплава защитный или цветовой слой. Для свободно передвигающихся по цепи кулонов и подвесок такие цепочки не самый удачный вариант. Краска и любое другое покрытие от постоянного трения сойдут очень быстро, и, возможно, сквозь сияющий лоск цепочки проступит её неприглядное нутро.
Эффектно, в качестве основы для украшений, выглядят перлины. Однако, помним, чем крупней декоративные элементы на звеньях перлины, тем цепочка самодостаточней. И ещё, перлина не любит изломов потому под тяжелую подвеску она непригодна: сломается моментально. То же самое и со сколоченными цепочками. Округлые и плоские с неброскими плетениями они могут использоваться в качестве основ для кулонов, но с тем же условием, кулон не должен тянуть цепочку на излом.
Простая цепочка на то и проста, что терпит украшения не единственным кулоном. Навесить миниатюрных подвесок, хоть из обычных бусин, возможно по всей её длине и она благодарно преобразится. Но тогда, помимо самой простой цепочки и бусин понадобится ещё и простая крепёжная фурнитура: соединительные кольца, пины и т.д.
С помощью соединительной фурнитуры возможно и чередование фрагментов цепочки с иными протяженными фрагментами, к примеру, вот так:
- Элемент декора – цепочки наряду с кожаными шнурами, трунцалом, лентами и другими метражными материалами, прокладывают эффектные дорожки в вышивках, становятся подвижными подвесками, бахромой и даже ремнями.
Но опять же, есть в каждом виде цепочного рукоделия есть свои нюансы. Так для вышивки желательны цепочки с округлыми (не гранёными, чтобы не перетирали нить) звеньями. Подходят даже сколоченные цепи, но пришивать их придётся, перехватывая поперёк прозрачной нитью, иначе стежки будут видны. И помним, что плотные цепи, особенно е, что с плоским сечением, хоть и прилегают к основе полностью, а выглядят при этом роскошно, но заметно снижают её эластичность. Нашитый на жесткую сумку такой декор будет уместен, а вот на шифоновой блузке – нет.
Якорного плетения цепочки, как чемпионы подвижности, легко укладываются в самые изящные завитки. И ещё один цепочный бонус для вышивальщиц! В вышивке, не подвергающейся обычно механическому трению, запросто используются самые недорогие цепочки с самыми нестойкими покрытиями. Но это если исключены и остальные вредные для покрытий факторы: солнце и вода. То есть, расшить цепочками лиф купальника не возбраняется, но цепочка с нестойким покрытием вскоре станет на нём заметным дефектом, а не украшением.
В качестве подвижных элементов декора, таких как бахрома, рекомендуется использовать цепи, обладающие полной или хотя бы частичной подвижностью во всех плоскостях.
Подходят миниатюрные перлины, и все виды якорных. И, между прочим, подвеска из цепочки в большинстве случаев оставляют ещё и простую возможность навесить на свободный край кристалл, бусину или даже небольшой кулон.
- Несущая конструкция – в этих случаях помимо декора цепочке поручается ещё и солидный крепёжный или удерживающий функционал.
А значит, при выборе цепи ориентируются, прежде всего, на её прочность: выбирается в зависимости от нагрузки. Так, крупная цепь эффектно заменяет плечевой ремень дамской сумочки. Но помним, что крупные – часто бывают дутыми, то есть, полые внутри они достаточно хрупки, хотя по внешнему виду и не скажешь.
Цельная или пустотелая: в чём разница
Есть существенные отличия между цельными и пустотелыми цепочками с панцирем. Первый вариант выполняется на заводских станках и связывается элементом из целой проволоки. Особенности цельного варианта:
- повышенная прочность;
- больший вес золота;
- высокая стоимость.
Станочные цепи могут иметь дополнительные плетения. Допускается использование подвесок с оптимальным весом в 1/3 от веса цепи. В большинстве ювелирных магазинов преобладают полновесные украшения.
Пустотелые цепочки панцирного плетения изготавливаются вручную. Они крайне редко рвутся (могут выдерживать до 16 кг). Принудительный разрыв исключается. Специалисты в процессе изготовления специально оставляют слабое место – сильный рывок приводит к разгибанию кольца карабина. Это делается для минимизации рисков, связанных с повреждением шеи после сильного натяжения.
На практике цепи ручного плетения стоят значительно дороже станочных аналогов. Цена оправдывается долгим временем использования и качественными характеристиками изделия.