Создание камней в лаборатории – подделка или нет
Бриллианты, созданные искусственным путем из синтетических материалов, неправильно называть копиями. Это обусловлено тем, что для их изготовления используются идентичные материалы, но они получены разными способами. Настоящий бриллиант и подделка отличаются тем, что в первом случае минерал рождается в природе, а во втором – происходит от рук человека.
Искусственные камни обладают всеми свойствами настоящих алмазов:
- высокая прочность;
- способность проводить тепло;
- идентичные показатели сопротивляемости;
- выраженный блеск;
- характерная структура;
- одинаковый коэффициент преломления.
Единственным отличием подделки под бриллиант будет то, что она не имеет каких-либо дефектов. За счет такой особенности их используют как в ювелирном производстве, так и в промышленности. По статистике, не более 20 % натуральных камней пригодны для использования их в украшениях. Остальные 80 % имеют трещины, вкрапления, помутнения. Если использовать при создании синтетических камней качественные материалы, то отличить натуральный камень от подделки очень сложно, даже имея современное оборудование.
Методы определения имитаций алмаза или бриллианта
В таблице по ссылке можно увидеть основные материалы, используемые в качестве аналогов бриллиантов или алмазов.
Все методы основаны на сравнении значений свойств исследуемого материала со значениями, присущими подлинным алмазам.
- Теплопроводность. Алмаз обладает уникальным значением теплопроводности, сходной с теплопроводностью металлов (теоретически, она даже выше, чем у большинства металлов). Диагностика по теплопроводности позволяет отличить алмаз (бриллиант) от всех имитаций, кроме муассанита.На определении параметров теплопроводности основана работа даймонд-детекторов – наиболее популярного типа приборов для определения алмазов. Некоторые модели также измеряют и электропроводность, что позволяет определять муассанит. Данные приборы относительно недороги и имеются у каждого ювелира и эксперта.
- Точечный метод (для классической бриллиантовой огранки с хорошими пропорциями и симметрией). Основан на полном внутреннем отражении света в бриллианте. На нарисованную на бумаге точку кладется камень площадкой вниз и рассматривается со стороны павильона. У имитации с показателем преломления значительно ниже, чем 2.42, точка видна через грани павильона. У алмаза и имитаций, показатель преломления которых выше 2.42 (муассанит, титанат стронция, рутил), точка через грани павильона не видна. Недостатком данного метода является то, что некоторые виды огранки и определенные углы огранки не позволяют добиться эффекта полного внутреннего отражения.
- Удельный вес. Определяется удельный вес камня путем гидростатического взвешивания (деления веса камня в граммах на объем вытесняемой им воды в кубических сантиметрах). Полученное значение должно быть близко к 3,52.
- Отражательная способность (определяется с помощью доутестера). Величина показателя отражения алмаза (бриллианта) близка к величине показателя отражения муассанита, поэтому в большинстве случаев отличить алмаз (бриллиант) от муассанита таким методом не удается.
- Электропроводность (определяется с помощью муассанит-тестера). Муассанит является полупроводником, поэтому измерение электропроводности позволяет отличать его от алмаза* и других камней примерно в 95% случаев. * Алмаз не является полупроводником; исключение составляют бор-содержащие голубые алмазы, в случае которых использование муассанит-тестера может дать неверный результат.
- Люминесценция (является косвенным методом отличия). В длинноволновых ультрафиолетовых лучах бриллианты в изделии, как правило, светятся голуым цветом с различной интенсивностью, но могут встречаться также желтый, зеленый, розовый и другие цвета, проявляющиеся с различной интенсивностью. Имитации же практически всегда люминесцируют одним цветом.
- Твердость. Алмаз является самым твердым минералом и поэтому царапает все имитации. Для определения твердости используют специальные карандаши твердости, отгардуированные по шкале Мооса.
- Характер включений. Если включения присутствуют, по ним можно распознать алмаз, а также отличить синтетические аналоги и имитации друг от друга. Для алмаза характерны включения пиропа, оливина, хромдиопсида, сульфидов, которые можно определить по внешнему виду, размеру, форме, цвету, прозрачности, рельефу. Часто встречаются характерные включения «алмаз в алмазе».
- Исследование поверхности (является косвенным методом). У бриллианта грани всегда гладкие, ребра и точки схождения граней острые, не затираются со временем.
- Дисперсия. Камни с разной величиной дисперсии “играют» по-разному: чем больше дисперсия, тем больше играет камень (например, у лейкосапфира отсутствует игра, а муассаниту присуща необычно яркая игра).
- Оптическая изотропия. С помощью полярископа можно однозначно отличить все оптически анизотропные имитации от алмаза (бриллианта). Отличительной особенностью анизотропных камней является эффект «раздвоения ребер» при просмотре камня через площадку, часто видимый при 10х увеличении (например, у муассанита или циркона).
- Характерная картина аномального двупреломления. Многие кристаллы кубической сингонии (в том числе и алмаз) в скрещенных поляризационных фильтрах обнаруживают аномальное двупреломление. В этом для диагностируемого образца наблюдаются темные пятна или характерная темная решетка.
- Показатель преломления. Если есть возможность измерить показатель преломления (более 1.81), можно однозначно определить большинство имитаций. Однако синтетический алмаз имеет такой же показатель преломления, как и природный.
Некоторые бесцветные материалы (лейкосапфир, кварц, топаз, берилл, фенакит, шпинель, стекла, дублеты и др.) можно распознать с помощью обычных геммологических приборов — полярископа, рефрактометра, спектроскопа и т.д.
При подготовке данной статьи использовалась информация с сайта Геммологического центра МГУ: https://www.gem-center.ru/
ВСЕ КАМНИ — КАТАЛОГ | АЛМАЗЫ (БРИЛЛИАНТЫ) — КАТАЛОГ
Самый дорогой бриллиант | Химический состав алмаза | Структура кристалла алмаза | Размер и вес бриллиантов | Физические свойства алмазов | Какого цвета алмаз? | Черные бриллианты — природные и облагороженные | Самый большой алмаз в мире. Бриллианты из алмаза Куллинан
Поделитесь статьей с друзьями
Работы дизайнеров из каталога ЮВЕЛИРУМ
- Co.Cos Jewelry
- Co.Cos Jewelry
- Taiga Jewelry, Томск
- Taiga Jewelry, Томск
- Илья Максимов, Крым
- Илья Максимов, Крым
- UBIRING
- UBIRING
- Diamonds are Forever
- Diamonds are Forever
- Кольца в природном стиле, Sergacheva Jewellery
- Серьги с жемчугом, Sergacheva Jewellery
- Кольцо с кабошоном, Minty Sky
- Серьги-мухи, Minty Sky
- Перстень, Precious Park
- Перстень, Precious Park
- Кольцо из кожи змеи, Stoyanova Jewellery
- Серьги-цепи, Stoyanova Jewellery
- Подвеска детская — клюшка, Matthew&Daniel
- Кулон для ребенка, Matthew&Daniel
- Браслет, Светлана Субботина
- Кольцо со славянской символикой, Светлана Субботина
- Кольцо в индийском стиле, Анна Гофман
- Кольцо в индийском стиле, Анна Гофман
- Серьги, ISTA
- Кольцо геометрическое, ISTA
- Серьги с эмалью, P.N.Jewelry
- Кольцо с эмалью, P.N.Jewelry
- Кольцо, Khramtsova Jewelry
- Кольцо, Khramtsova Jewelry
- Свадебные кольца на заказ, obruchalki.com
- Свадебные кольца на заказ, obruchalki.com
- Серьги, Юрий Былков
- Серьги, Юрий Былков
- Браслеты из титана, LanaMuransky
- Кулон из титана, LanaMuransky
- Брошь Слон (по Сальвадору Дали), THING
- Кольцо Вуаль, THING
- Серьги-булавы, ВЛАДИМИР МАРКИН
- Запонки, ювелирная механика, ВЛАДИМИР МАРКИН
- Кольцо в форме капли, EKATERINA TOLSTAYA
- Серьги в форме капли, EKATERINA TOLSTAYA
- Колье с янтарем, LETA
- Серьги с янтарем, LETA
- Серьги детские комбинируемые, FASHBY
- Серьги детские комбинируемые, FASHBY
- Кольцо архитектурной формы, Елизавета Малафеевская MANU_L
- Браслет архитектурной формы, Елизавета Малафеевская MANU_L
- Гарнитур Лист Гинкго, SHABUT JEWELLERY
- Брошь Носимый фарфор, SHABUT JEWELLERY
- Кольцо архитектурной формы, GEOMETRY
- Брошь, фарфор, GEOMETRY
- Колье из полимерной глины, LICORNE ART
- Брошь из полимерной глины, LICORNE ART
- Кольцо, авангард, ВАЛЕРИЙ СЕРЕДИН
- Браслет, авангард. ВАЛЕРИЙ СЕРЕДИН
- Гарнитур из дерева, скандинавский/японский минимализм, ВЛАДИМИР ШЕСТАКОВ
- Кольцо, скандинавский/японский минимализм, ВЛАДИМИР ШЕСТАКОВ
- Серьги, TON ANT
- Кольцо, TON ANT
- Кольцо архитектурной формы, ANCHOR
- Колье архитектурной формы, ANCHOR
- Серьги, GOHFELD JEWELLERY
- Колье, GOHFELD JEWELLERY
- Массивное кольцо, YAKISCHIK
- Дизайнерская бижутерия, YAKISCHIK
- Кольцо архитектурной формы, ONE DAY ART
- Кольцо архитектурной формы, ONE DAY ART
- Брошь, бионика, ВАЛЕРИЯ МАРКОВА (TESSA)
- Кольцо незамкнутое, бионика, ВАЛЕРИЯ МАРКОВА (TESSA)
- Кольцо, бионика, BEAVERS
- Серьги, бионика, BEAVERS
- Серьги, асимметрия, VAGANOVA JEWELRY
- Кольцо-самолет, VAGANOVA JEWELRY
- Кольцо-цветок, ALCHEMIA JEWELLERY
- Гарнитур, ALCHEMIA JEWELLERY
- Подвеска-кот, этника, СТУДИЯ ИЛЬИ И ВЕРЫ ПАЛКИНЫХ
- Серьги, СТУДИЯ ИЛЬИ И ВЕРЫ ПАЛКИНЫХ
Отличие научных и народных названий
Многие ученые работали в области имитации бриллиантов. «Сделано в СССР» – такую маркировку можно увидеть на драгоценных украшениях с «алмазами» времен Советского Союза. В сфере, где активно занимаются «выращиванием» синтетических камней, они называются согласно технологии производства.
Если создание происходит при участии высокого давления и температуры, то используется аббревиатура HPHT, а маркировка CDV указывает на то, что использовалась методика химического осаждения из пара. Не всегда имитация бриллианта выступает в качестве его полноценной копии. В простонародье они больше известны как фианит, муассанит, страз, сегнетоэлектрик, рутил, фабулит. Однако самым популярным считается диоксид циркония, который не имеет схожих черт с настоящим бриллиантом.
По незнанию большинство людей все поддельные камни называет фианитом. Естественно, такое определение нельзя считать правильным. Однако именно он отлично справляется с ролью имитации алмаза, поскольку блестит на солнце, переливается красками, что обусловлено высокой преломляющей способностью. За счет этого фианит нередко используют в ювелирных изделиях.
Имитация искусственного бриллианта
Искусственный бриллиант муассанит
Высокий спрос на красивые ювелирные изделия с искрящимися, переливающимися камнями естественно привел к тому, что стали появляться различные имитации алмаза.
Иногда вместо этого драгоценного камня в украшениях использовали прозрачную разновидность кварца – горный хрустать, белый сапфир.
Но с развитием технологий появились искусственные бриллианты, которые мало чем отличались от настоящего камня.
Заменитель бриллианта, полученный в условиях лаборатории, помимо атомов углерода содержит в своей кристаллической решетке азот, включения которого появляются там на стадии роста.
Из-за того, что азот подавляет голубой спектр, искусственный камень приобретает оттенок желтого цвета.
Сейчас существуют следующие разновидности:
- Еще в семидесятых года ХХ века в ювелирной промышленности появился фианит. Эта имитация алмаза представляла собой кубически стабилизированный циркон. По своим оптическим свойствам он очень схож с натуральным образцом, однако значительно уступает ему по прочности.
- Другим вариантом имитации алмаза является нексус (Nexus). При его получении углерод соединяется с различными примесями. Образец отличается высокими показателями прочности и твердости.
- Полученный из карбида кремния искусственный бриллиант муассанит является самым дорогим. Он обладает необыкновенным блеском и отменной прочностью.
На изделия, в которых используется имитация бриллианта, всегда сохраняется высокий спрос.
Однако, даже выбирая украшение, в котором используется искусственно выращенный камень, нужно быть осторожными.
Недобросовестные продавцы могут реализовывать обычное стекло, которое было огранено.
История появления искусственных бриллиантов
После того, как в природе были обнаружены натуральные алмазы, установилась гипотеза относительно того, что их невозможно вырастить в искусственных условиях. Примерно в 1797 году, после того, как удалось установить, что камень состоит из углерода, ученые начали рассуждать о возможности их лабораторного «выращивания».
Первые попытки реализовать идею приходятся на 1926 год, но они не увенчались успехом. Образец, который получили ученые, мало походил на настоящий камень. Однако этот опыт считается отправной точкой для проведения дальнейших испытаний и исследований. В 1941 году на это обратила внимание компания General Electrics.
Изначально предполагалось, что технология будет заключаться в разогреве углерода до 3000 градусов Цельсия под давлением 5 ГПа. Развить ее до конца не получилось, поскольку началась вторая мировая война. Ученым, исследователям и работникам компании потребовалось 10 лет для того чтобы они вновь смогли вернуться к этой работе.
Хорошего качества камень (имитация бриллианта) удалось получить только в 1953 году. Его уже можно было использовать в массовом производстве. Единственным недостатком стал чрезмерно малый размер, что не позволило внедрить их в ювелирное производство, поэтому алмазы пошли в промышленность.
Относительное решение проблемы пришлось на 1970 год, однако максимальный размер синтетического камня находился в пределах его веса в 1 карат. В современных лабораториях все иначе. В Книге рекордов Гиннесса зарегистрирован самый большой в мире бриллиант, созданный в искусственных условиях. Его масса составляет 34 карата.
Как делают искусственный бриллиант
Производство искусственного алмаза
Сейчас производство искусственного алмаза отлажено и проработано до мелочей.
Чтобы получить синтетический бриллиант, используются два основных метода:
- метод, при котором происходит воздействие на исходный материал с помощью очень высокого давления и очень высокой температуры;
- способ, основанный на химическом осаждении компонентов с использованием газа.
При использовании первой технологии (НТНР) искусственные бриллианты получают путем воздействия на алмазную заготовку (графитовый порошок/ крошка) внутри специальной камеры, где создается очень высокое давление и подается очень горячий воздух.
Такие условия считаются наиболее похожими на те, в которых настоящий минерал образуется в природе.
Но наука значительно ускорила этот процесс, и получить готовый продукт можно уже через неделю или десять дней.
При помощи высокой температуры и давления можно максимально приблизить сходство натурального и искусственного бриллианта.
Другой способ (CVD), который стали применять, чтобы произвести искусственные бриллианты, отличается тем, что весь процесс происходит при более низком уровне давления и за более короткий срок.
Исходный материал погружают в специальную камеру, где создаются условия вакуума. Затем начинается воздействие микроволновыми лучами и газами.
Углеродная плазма разогревается до 3000 градусов. Происходит формирование синтетических алмазов путем осаждения молекул углерода на пластинку-заготовку.
В качестве сырья используют вещества, которые богаты углеродом. Это может быть графит, сахарный уголь, сажа.
Искусственно выращенные камни обладают той же структурой, что и природные. И это объясняет их твердость и высокую прочность.
Каких цветов бывают поддельные камни
Природная имитация бриллианта – это сложный и длительный процесс. Поэтому сегодня подделки получают в специальных лабораториях. Многих потребителей интересует, насколько широка цветовая гамма синтетических камней. К сожалению, выбор настолько мал, что ограничивается лишь голубым и желтым оттенком.
Наравне с этим большей популярностью всегда пользовались прозрачные «бриллианты», но для их создания требуется много времени и усилий. Процесс получения бесцветных камней осложняется тем, что ученые должны постоянно контролировать процесс и не допустить попадания в состав бора или азота.
Для получения искусственных бриллиантов синей гаммы используется бром (его добавляют на определенном этапе производства). Оттенок может меняться от густого насыщенного тона до светлого, еле уловимого блеска. Камни желтого цвета «выращивают» с добавлением азота. Иногда делают и черные алмазы. В этом случае используется никель.
В каких сферах применяют искусственные бриллианты
Примерно 80 % всех поддельных камней используется в разных областях промышленности. В частности их применяют для изготовления подшипников, наконечников для сверл. Если образец малого размера, то он пригодится для переработки в крошку или пыль. В последующем ею будут обрабатывать поверхность ножей, а также инструменты для шлифовки.
Особую роль процесс имитации бриллианта играет в производстве электроники. Из этого материала в последующем делают иглы, некоторые детали микросхем, прослойки в чипах. Благодаря этому можно сохранить тепловодность и уровень сопротивления. Из бриллиантов, созданных по технологии CVD, делают детали для мобильных телефонов. Они активно используются для создания медицинских лазерных лучей. Это лишь некоторые области сбыта, где можно реализовывать качественные поддельные камни.
Применение искусственного бриллианта
Алмазное напыление
По своему внешнему виду искусственный бриллиант ничем не отличается от настоящего природного минерала. Однако стоимость его значительно меньше.
Такие камушки, полученные в условиях лаборатории, лучше поддаются огранке. Ювелиры могут огранить даже очень маленький синтетический кристалл. Такие мелкие образцы очень востребованы, ведь натуральные мелкие кристаллы очень трудно извлекать из породы.
Высокие показатели твердости и прочности, которыми отличаются искусственно выращенные алмазы, делают их незаменимыми для использования при создании различных устройств для резки или шлифовки.
Алмазное напыление и крошка сегодня присутствуют на пилах, сверлах, бурах и множестве других инструментов. Сейчас такой материал активно используется и при производстве микросхем.
Производство синтетических алмазов газовым способом (CVD) очень важно, так как полученный материал используется для создания высокотехнологичного медицинского оборудования.
Использование таких составляющих позволяет продлить срок службы приборов, так как алмазные детали способные выдерживать сильный нагрев, сохраняя эффективность и работоспособность.
Технологии получения
Поскольку известно, что в лабораторных условиях можно «вырастить» бриллианты, следует понять, как это происходит. На современных заводах практикуется всего две технологии. Первой появилась методика HPHT, и она на сегодня остается наиболее популярной. Процесс происходит за счет разогрева углерода под давлением до критических высоких температур. Основным достоинством считается низкая стоимость подделки бриллианта.
Следующая технология – CVD. Для более простого понимания процесса необходимо представить камеру, заполненную углеродным газом. В последующем он будет осаживаться на пластину из кремния за счет нагревания или при помощи СВЧ-лучей. Результатом всех действий является получение пластины толщиной до 3 мм. Именно поэтому такие бриллианты часто используют в электронике и оптике.
Существуют лаборатории, которые специализируются на выращивании синтетических бриллиантов, использующие «взрывную» технологию, которая помогает получать алмазную крошку. Специфика процесса в том, что при взрыве создается повышенное давление, а также выделяется много тепла. Если вовремя не погрузить камеру в воду, то камни перегреются и превратятся в графит.
Технология не является совершенной, поскольку та самая драгоценная крошка находится внутри графита. Чтобы ее получить, придется пройти процесс вымывания (пласт кипятят сутки в азотной кислоте при 250 градусах Цельсия). Более современные лаборатории все еще работают над новой методикой – получением поддельных камней посредством ультразвуковой кавитации. Но она в настоящее время находится в стадии тестирования.
Бриллиант или подделка? Как отличить настоящий камень от фальшивки?
Главные моменты при определении подлинности
Как можно определить, является ли камень на самом деле бриллиантом? Если вы не являетесь экспертом (или не обратитесь к таковому), вы не сможете с уверенностью поручиться за то, чем именно является тот или иной камень. Существует, однако, несколько простых способов, которые в большинстве случаев достаточно быстро способны дать вам понять, является ли камень подделкой или нет. Вот некоторые моменты, на которые следует обратить внимание.
Можно ли через камень прочитать или рассмотреть текст газетной статьи?
Если камень имеет круглую огранку современного стиля и не закреплен либо закреплен таким образом, что его можно расположить площадкой вниз над какой-нибудь газетной статьей, посмотрите, можно ли увидеть или прочитать какой-либо отрывок из нее. Если да, то камень не является бриллиантом. Преломление света внутри настоящего бриллианта не позволит вам рассмотреть буквы газетного текста.
Приклеен ли камень к оправе?
Клей практически никогда не используется при работе с бриллиантами. Чего не скажешь о горном хрустале.
Закрыта или открыта тыльная сторона?
Если камень является закрепленным по всем правилам бриллиантом, задняя часть оправы будет, как правило, открытой, что позволит вам легко увидеть часть павильона. Некоторые
старинные
образцы огранки «розой» или «простой огранки» могут быть прикрыты с тыльной стороны.
Кроме того, отдельные первоклассные ювелиры-дизайнеры могут использовать дизайн с прикрытым павильоном. Но в принципе, если камень закрыт с тыльной стороны, это, скорее всего, горный хрусталь, а тыльная сторона прикрыта для того, чтобы не дать увидеть серебряную фольгу, подложенную под заднюю часть камня для придания ему большей яркости.
История из жизни – подделка бриллианта
Однажды, мне позвонила молодая женщина и попросила меня осмотреть старинное кольцо с бриллиантом, полученное в наследство от своей прабабушки. Она рассказала, что, когда чистила это кольцо, один из двух бриллиантов выпал из своей оправы, внутри которой она увидела, выражаясь ее же словами «осколки зеркала». Она сказала: «К чему бы это?» Конечно, я тут же понял, что это может означать, и при последующем осмотре украшения мои опасения полностью подтвердились.
Когда я увидел кольцо, то сразу понял, почему для нее оно было важной наследственной драгоценностью. Это было очень красивое, выполненное в классическом стиле ювелирное украшение. В него входили два «бриллианта», вес которых по визуальным впечатлениям должен был равняться около одного карата каждый. Оправа кольца была сделана из платины и имела изысканный филигранный узор.
Но форма оправы, популярная во времена ее прабабушки, делала осмотр камней со стороны кольца практически невозможным. Очень малая часть украшения, не считая верхней части камня и платиновой оправы, была доступна зрению. Но и это еще не все. Тыльная сторона была прикрыта не полностью. Маленькое круглое отверстие могло бы легко навести на мысль об аутентичности украшения, раз уж оправа не была полностью замкнутой, что относилось к большинству имитаций того времени.
Оправленный бриллиант на вид казался образцом огранки old—moneс грамотно рассчитанными пропорциями и очень хорошим цветом. Но в незакрепленном виде этот камень, с не до конца отлипшей от него «золотинкой», уже не обладал прежним сверканием и игрой.
В результате передо мной оказалась одна из самых искусных подделок, которые я видел за последнее время. Огранка и пропорции «камней» были на очень хорошем уровне, оправа была сделана очень красиво и из драгоценного металла. Камни были закреплены очень маленькими крапанами, что являлось признаком качества в те времена. Но под оправой, прикрывающей камни сзади, была серебряная фольга. Это были не настоящие бриллианты, а стекло с подложкой из серебряной фольги.
Использование серебряной фольги является эффективным способом «создания» бриллианта. Она используется в качестве зеркала, которое отражает свет и заставляет камень казаться настолько ярким и живым, что его можно принять за бриллиант. Встречающаяся в наши дни подложка из фольги делается так, что тыльные фацеты превращаются в настоящие зеркала, на заднюю сторону которых затем наносится защитный слой позолоты. После этого такие подделки встраиваются в ювелирное изделие таким образом, чтобы их тыльную сторону нельзя было увидеть.
Это грустная, но далеко не самая редкая история. Я не знаю, сколько сделанных таким же искусным способом колец находится сегодня в обороте, но около 5% антикварных ювелирных украшений под оправой скрывают поддельные драгоценные камни. Искусные стеклянные подделки (которые часто называют «стразами») появились еще с тех пор, как в эпоху Возрождения венецианские мастера сделали технологический рывок в стекольном производстве. Как это ни печально, но мошенничество существует с незапамятных времен. Не позволяйте ввести себя в заблуждение, что находящийся в вашем владении «антикварный» или «семейный» (с уходящей в далекое прошлое историей) экземпляр автоматически будет «настоящим».
Сколько фацетов можно увидеть на верхней части?
У дешевых стеклянных имитаций на верхней стороне можно увидеть, как правило, только 9 фацетов, в отличие от 33 видимых верхних фацетов на бриллианте или искусной подделке. Бриллианты «простой» или швейцарской огранки также имеют на верхней стороне только 9 граней, но оправа у них будет выполнена с открытой тыльной стороной, тогда как оправа дешевых стеклянных подделок имеет закрытую тыльную сторону.
Имеет ли камень «замороженный» рундист?
Рундисты большинства бриллиантов не полируются, и их матовый внешний вид кажется «замороженным». Некоторые алмазные подделки так же имеют «замороженный» рундист. Но у бриллианта эта «замороженность» будет самой белой из всех — как у сухого чистого матового стекла. С другой стороны, некоторые бриллианты гранятся с полированными или фацетированными рундистами, что исключает матовость. Если вы хотите научиться отличать эти два вида на глаз, попросите надежного ювелира указать на различия между полированным и фацетированным рундистом.
Симметричность огранки.
Вследствие большой стоимости бриллиантов и важности их симметрии для общего внешнего впечатления и привлекательности симметричность граней будет тщательным образом соблюдаться, тогда, как симметричность граней на подделках может оказаться небрежной. Например, у восьми ромбовидных граней (иногда называемых «гнездовыми гранями») часто будет не хватать одной или более точек на боковой, верхней или нижней стороне, и можно будет увидеть скорее небольшую прямую кромку, а не точку. Такие небрежно распределенные грани могут быть важным признаком того, что данный камень не является бриллиантом. Это означает, что огранщик не работал с должным вниманием. Следует отметить, что некоторые бриллианты невысокого качества или старинной огранки могут также иметь черты небрежной работы.
Правильно ли расположены корона и павильон относительно друг друга?
Несмотря на то, что в редких случаях бриллиант может обладать не совсем правильным расположением короны относительно павильона, имитациям этот дефект свойственен в гораздо большей степени.
Есть ли на ребрах или гранях царапины, сколы или следы износа?
Среди имитаций встречаются некоторые очень мягкие и/или хрупкие камни, такие как циркон, галлий-гадолиниевый гранат (ГГГ — искусственная имитация), фабулит (искусственная имитация алмаза, известная так же как титанат стронция) и стекло. Из-за присущей им недостаточной твердости и, как в случае с цирконием, потенциальной хрупкости, следы износа на таких подделках появятся очень скоро, и можно нередко заметить царапины или сколы на гранях и ребрах.
Ребра представляются более уязвимыми, и царапины со сколами чаще встречаются именно здесь, поэтому первым делом осмотреть стоит именно их. После этого проверьте на наличие царапин плоскости граней. Осмотрите как более подверженные износу области, так и области у крапанов, где закрепщик мог случайно поцарапать камень во время закрепления.
Циркон, встречающийся в природных условиях камень, часто путают с кубической двуокисью циркония (CZ), или фианитом. Эта искусственная имитация относительно твердая, но хрупкая, поэтому на ребрах такого камня практически всегда обнаружится несколько сколов, если ювелирные украшения с таким камнем эксплуатировались более одного года. На украшениях из фабулита и стекла также появятся царапины практически при первом их использовании или ношении. Кроме того, фабулит отличается от бриллианта в плане игры света. Фабулит будет играть даже сильнее, чем бриллиант, но с ярко выраженным синим оттенком.
Также стоит добавить, что натренированным глазом или, вооружившись специальной оптикой, на этих имитационных материалах можно осмотреть ребра или линии, где одна грань этих имитационных материалов переходит в другую. У бриллианта такие края очень острые, что объясняется его исключительной твердостью. У большинства имитаций же Окончательная полировка округляет ребра граней, и об остроте приходится забыть.
Некоторые имитации бриллиантов, тем не менее, обладают большей прочностью и износостойкостью. К таким камням относятся бесцветная синтетическая шпинель, бесцветный синтетический сапфир, бесцветный кварц, алюминиево-иттриевый гранат (АИГ — искусственный) и фианит. Несмотря на то, что со временем от постоянного ношения и повседневного небрежного обращения на них появляются царапины или сколы, их количество не так велико и заметны они будут в меньшей степени.
Современная технология получения поддельных бриллиантов
В середине 1999 года ученые нашли способ получения алмаза из праха животных или человека. Спустя 3 года эта методика была вынесена на всеобщий суд. За счет широкой огласки бизнес по созданию бриллиантов из останков стал очень прибыльным. Поскольку технология развивается, сегодня не нужно использовать весь прах для получения камня. Достаточно будет пепла с локона волос.
Весь процесс получения камня длится примерно 12-14 недель, а его вес будет составлять от 0,25 до 2 карат.
Сколько стоит украшение из поддельного бриллианта
Само слово «имитация» заставляет людей думать, что ювелирные украшения из таких камней будут стоить дешево. Нужно сказать, что подобное мнение ошибочное, а иногда подделка обходится значительно дороже, нежели природный бриллиант.
Причин у этого несколько, например, по виду их очень сложно отличить, можно получать «камень чистой воды» и не беспокоиться, что он потускнеет. На цену, в первую очередь, влияет вес бриллианта, но также учитывается методика создания и качество огранки. Чаще всего для подделок выбирают фианит (диоксид циркония). Его стоимость за 1 карат — в пределах 1,5-6 долларов, а вот если использовать муассанит, то придется отдать 75-100 долларов.