В словаре Д.Н. Ушакова
ЧЕРВО́ННЫЙ, червонная, червонное (·устар., ·обл. ). 1. Красный, алый. 2. прил., по ·знач. связанное с чистым золотом, имеющим красноватый оттенок. Червонное золото. II. ЧЕРВО́ННЫЙ, червонная, червонное. прил. к червы» title=’что такое червы, значение слова червы в словаре Ушакова’>червы, принадлежащий к масти черв. Червонный валет. «Ах, маменька, вы больше червонная дама.» Гоголь. • Червонный валет (·разг. ·устар.) — перен. молодой человек из буржуазно-дворянского круга, ведущий праздную жизнь. «Червонный валет… существо, изнемогающее под бременем праздности и пьяной тоски, живущее со дня на день, лишенное всякой устойчивости для борьбы с жизнью и не признающее никаких жизненных задач, кроме удовлетворения минуты.» Салтыков-Щедрин.
Оттенки
Розовый означает романтичность, доброту, любовь, страстность. Чем он бледнее, тем сильнее выражение любви. Вызывает чувство комфорта, успокаивает, избавляет от навязчивых мыслей, помогает в кризисе.
Алый сильно стимулирует чувственность, действует сильнее, чем красный. Проблемы, вызываемые этим цветом, — склонность к принятию бесповоротных решений и фанатизм (люди стремятся покорить только самые высокие вершины).
Малиновый — в нем присутствует легкий голубоватый оттенок; этот цвет не борется с жизнью, а любит ее, не верит в результативность борьбы, а идет и берет желаемое. Как правило, имеет дело с индивидуальностью, но не с массами. Такие люди крайне искренни и верят в силу слов.
Огненный — в нем есть желтооранжевый оттенок; характеризуется чрезвычайным усердием, устремляется вперед независимо от поставленной цели. Отличается силой воли и пылкостью.
Краснокоричневый отличается спокойной уверенностью в себе, энтузиазмом, не рассчитанным на произведение внешнего впечатления (коричневый гасит демонстративность). При повышенном предпочтении этого цвета констатируется переутомление и истощение.
Темнобордовый (почти коричневый) унаследовал от красного силу воли, а от коричневого — склонность к глубоким размышлениям.
Темнокрасный. Предпочитающие такой цвет очень часто задаются вопросом «зачем это нужно?». Эти люди излишне снисходительны. В то же время их снисходительность может перерасти в жестокость.
Краснофиолетовый — этот цвет улучшает самочувствие.
А ведь у цвета и оттенков тоже есть история
История цвета
Леонардо да Винчи(1452-1519) Первый, кто создал стройную систему цветов, был гений Возрождения — Леонардо да Винчи. Он установил, что мноогобразие цвета, открытое еще древними греками и римлянами, может быть ограничено. Он написал: «Простых цветов — 6: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный». Леонардо да Винчи выделил также два возможных аспектов цветов: художественный и физический.
Исаак Ньютон(1643-1727) Полтора века спустя 23-х летний Исаак Ньютон при помощи солнечной призмы и стекла переломил солнечный цвет и получил радугу (спектр). Он считал основными цветами синий, желтый и красный, из которых получаются остальные промежуточные цвета.
Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) В 1810 году был напечатан огромный, занимающий 1400 страниц «Труд о природе цвета». Его автором был Иоганн Вольфганг Гете . Именно так, всем известный немецкий поэт васказывался по этому поводу так: «Всему, чего я достиг как поэт, я не придаю никакого значения…». Свое учение о цвете он ценил выше, чем «Гец» или «Ифигению». Особенный интерес вызывает «часть о воздействии цветов на зрение и разум».
Гете рассматривал феномен цветов комплексно: учитывая его физиологический и психологический аспекты. Он открыл феномен контраста: если мы смотрим на свет, то получаем темную копию предмета и наоборот, исли смотреть из темноты на освященный предмет, виден и цвет предмета. Эффект сочетания цветов между собой, когда одни из них усиливаю друг друга, а другие приглушают.
В наше время книга Гете во многом устарела, но ее часть посвященная трактовке цветов, их символическому, мифологическому и психологическому содержанию, не потеряла своей значимости.
Цвета окружают нас повсюду: будь то голубой чистого неба или чёрный цвет автомобиля. Давно вошли в обиход слова, определяющие тот или иной цветовой оттенок. Красный, белый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый – слова, которые на слуху. Все знают, что обозначают эти слова, но немногие могут сказать, что знакомы с их происхождением.
Белый цвет.
Белый цвет признан самым древним. Слово, его обозначающее, имеет индоевропейский корень «bra» или «bre» в значении «блестеть, светить, сиять». И, действительно, белый цвет часто ассоциируется с понятием «светлый». У многих народов белоснежные оттенки символизируют свет, чистоту, невинность.
Чёрный цвет.
Чёрный цвет, как ни странно, связан с морем. Это слово произошло от древнерусского Поньтъ, Поньтьское море. Понтийское море – древнее название Чёрного моря. Так, наши предки определили цвет по внешнему виду водного пространства, которое часто казалось тёмным, мрачным. Кстати, слово «чёрный» связано и с древнеиранским «тёмный».
Красный цвет.
Слово «красный» является общеславянским по происхождению. Образовано оно от слова «краса» и употреблялось поначалу как «хороший, красивый». Лишь после 16 века «красный» стал символизировать наиболее яркий цвет в цветовом спектре. У красного цвета есть много оттенков.
Багряный цвет.
Багряный цвет или багрец связано с древнерусским «багърь», означающим «красная краска, красный цвет». Есть 3 версии в отношении истории слова «багряный». Одна версия предполагает, что у этого слова приставка «ба» и корень от «гореть», то есть красный цвет ассоциируется с пламенем. Вторая гипотеза связывает слово «багърь» с древним словом «багъно», что означает «грязь, болото». Не удивляйтесь. Вода в болотистой местности грязно- красного, ржавого цвета, поэтому у древних людей красный цвет ассоциировался с болотом. Третье предположение основано на заимствовании слова «багърь» с восточной части Средиземноморья. Оттуда привозили красный краситель, который и дал название багряному цвету.
Червонный цвет.
Так наши предки называли красный цвет. «Червонный» и «червлёный» имеют общий корень с глаголом «червити», означающим «красить красным». В свою очередь «червити» базируется на слове «червь». Дело в том, что раньше красную краску получали из червей особого вида.
Алый цвет.
Слово «алый» имеет тюркское происхождение. Означало оно ярко-красный, светло-розовый цвет. Некоторые лингвисты связывают «алый» с арабским словом «alaw» — «пламя», а также с грузинским «ali».
Розовый цвет.
Слово «розовый» имеет польско-украинские корни («рожевий», «roz†owy»). Произошло оно от названия соответствующего цветка «роза»
Зелёный цвет.
«Зелёный» связано с древним «зелъ» («зелёный»). В древнерусском языке функционировало существительное «зель» в значении «зелень, трава, молодая озимь». Этот же корень есть у знакомых нам слов «злак, зелье, зола, золотой, жёлтый».
Жёлтый цвет.
Как уже было сказано, слово «жёлтый» иметь общий корень со словами «зелёный», «золото», «зола». Никто бы и не догадался, что золотой, зелёный и жёлтый цвета – «родственники».
Оранжевый цвет.
Слово «оранжевый» пришло к нам из французского языка. К заимствованному «orange» прибавился суффикс -ев- на русской платформе. «Orange» в переводе – апельсин, то есть оранжевый цвет — «цвет апельсина».
Голубой цвет.
Происхождение слова «голубой» достаточно туманно. Голубой цвет считают производным от слова «голубь». Окраске этих птиц подобрали точное название — «голубой». Выходит, что раньше голубой цвет позиционировали как сизый, а не светло-голубой. Уточнили оттенок голубого цвета лишь к 18 веку, до этого никто точно не мог сказать, каков он.
Синий цвет.
«Синий» связано со словом «сиять», поэтому изначальное значение- «сверкающий, сияющий». Исследователи встречали слово «синий» в значении «чёрный», «тёмный». Помните выражение «иссиня-чёрный»? Синий цвет приобрёл современный смысл под влиянием моря, сверкающего под лучами солнца и цвета неба с сияющим на нём солнцем.
Фиолетовый цвет.
История слова «фиолетовый» имеет долгую историю. К нам оно пришло в 18 веке из польского языка (fioletowy). В Польшу слово «фиолетовый» попало из немецкого (violet). Немецкий вариант перекочевал из французского языка, а французское «violet» восходит к латинскому слову «viola», что означает «цвета фиалки, фиалковый».
Вот так появились названия цветов. Все они возникли на основе предметов и явлений, тяготеющих к этим цветам. Так, белый цвет связан с блеском и светом, «чёрный» — с тёмным морем, «красный» — с красотой, зелёный и жёлтый цвета – с травой, зеленью, «оранжевый» — с цветом апельсина, голубые оттенки – с окраской голубей, «синий» связан с сиянием, фиолетовый цвет – с цветом фиалки.
Червоное золото ― проба
Еще 200 лет назад не было такого понятия как проба, сколько содержится золота в сплаве, определяли в «золотниках». И червонным считалось то золото, у которого было не меньше 72 золотников, это 750 проба. Популярными были те сплавы, в которых содержалось 86, 82, 92,94 золотника.
Чеканка монет. Проба монет зависела от времени, когда их изготавливали. При правлении Петра Первого, монеты изготавливали из золота высокой пробы, целых 94 золотника, оно чуть уступает нашей 999 пробе. А вот при царе Николае Втором делали монеты 900 пробы, а это примерно 86,4 золотников.
В основном золото попадает в руки людей, которые его добывают, золотым песком или самородками, а вот какая чистота будет у этого металла, на это уже влияет способ его добычи. Пробу повышают очисткой сплава и определенным способом, например когда для очистки золота используют ртуть невозможно получить чистый материал.
Красный
Красный цвет оказывает на психику человека самое сильное эмоциональное воздействие. Из всех цветов он самый теплый. Эксперимент, проведенный еще в 1912 году, показал, что если посадить испытуемого с закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками перед желтокрасной стеной, то он непроизвольно руки разведет в стороны, а если перед синезеленой стеной — непроизвольно сведет руки. Если испытуемых просили открыть глаза, то перед красной стеной многие непроизвольно отдергивали руки, а перед синей или голубой — тянули к ней руки.
Кармен — воплощение страсти в красном
Великий немецкий поэт И.В. Гёте внес значительный вклад во многие области современной ему науки. Однако главным делом своей жизни И.В. Гёте считал создание учения о цвете и его воздействии на человека. Он разработал шкалу цвета, на положительном полюсе которой находятся желтый, оранжевый (красножелтый), желтокрасный (киноварь) и пурпурный цвета, а на отрицательном — синий, красносиний, синекрасный (причем это крайний полюс, выражающий самое сильное внутреннее возбуждение) и фиолетовый цвета.
Он характеризовал цвета положительного полюса (желтый, оранжевый, красный, пурпурный) как жизненные, подвижные, стремящиеся. В понятиях современной психологии их можно описать как стимулирующие, экстенсивные, экспансивные. Если в образе или картине преобладают эти тона, то можно предположить, что художник — экстраверт. И наоборот, приверженцы цветов отрицательного полюса в шкале (от синего до фиолетового) — это людиинтроверты, так как эти тона вызывают беспокойные, мягкие ощущения тоски, которые как бы направлены внутрь.
Спорт и красный цвет как будто созданы друг для друга
Красный цвет олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, он всегда добивается того, чего хочет (в зависимости от оттенка — способ достижения). Он всегда в движении, всегда источник энергии. Красный цвет любит быть первым, но не всегда может им быть — это зависит от разрушительных качеств. Девиз этого цвета: «пусть выживет сильнейший». Красный цвет заставляет насторожиться при опасности, символизирует страсть, возбуждает страстность, то есть страстно любит, страстно ненавидит и страстно верит. Таким образом, ему свойствен максимализм в чувствах. Этот цвет заставляет быть активным во всем, воодушевляет и дает силы для продолжения начатого; олицетворяет победу, способность верно нанести удар.
Другая радуга
В настоящее время люди, в том числе россияне, видят и используют при описании тех или иных объектов следующие основные цвета:
- ахроматические (белый, черный, серый);
- хроматические (всем известные 7 цветов радуги);
- неспектральные (коричневый, розовый, пурпурный, хаки).
Но так было не всегда. Например, античный философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в своем сочинении «Метеорологика» написал: «Это почти единственные краски, создавать которые художники не умеют. Некоторые цвета они получают смешением, однако красный, зеленый и синий не могут быть получены таким способом. В радуге между тем [именно] эти цвета; впрочем, между красным и зеленым часто появляется желтый». То есть, известный древнегреческий ученый видел в радуге только три цвета, иногда замечая и четвертый. По-другому воспринимали мир в Древней Руси. Например, в Киевской летописи за 1073 год содержится такая запись: «В радуге суть червеное, и синее, и зеленое, и багряное». Кстати червеный (червонный, червленый) – это ярко-алый, а багряный – темно-вишневый, почти бордовый. В данном описании радуги нет даже намека на желтый, а два оттенка красного обозначены как разные цвета. Современной же семицветной радугой мы обязаны британскому ученому Исааку Ньютону (1642-1727 гг.), который первым описал преломление белого цвета через оптическую линзу в ходе своих экспериментов.
Белый, черный, красный…
Самым популярным в палитре древнерусской литературы был белый. Как подсчитали исследователи, на каждые сто эпитетов, относящихся к колористике, почти половина приходится именно на этот цвет, синонимом которому выступает прилагательное «светлый». В древнерусских текстах можно встретить: белые руки, белые шатры, белую зарю, белую грамоту, белый двор (когда имеется в виду княжеский двор) и т.д. Это цвет благородства, власти, красоты и добродетели.
Противопоставление белого и черного символизирует борьбу хороших, своих людей с плохими, чужими, врагами. Так, в «Слове о полку Игореве» поганый половчанин не просто так превращается в черного ворона. А Галицко-Волынская летопись, описывая поездку князя Даниила Романовича Галицкого в Золотую Орду, предпринятую в 1245-1246 годах, содержит еще более интересную цветовую характеристику. В этом тексте русского правителя спрашивают: «Пьеши ли черное молоко, наше питье, кобылий кумуз»? Вряд ли автор летописи считал, что кисломолочный продукт кумыс на самом деле может быть черным. Однако в данном тексте идет противопоставление своего и чужого, поэтому к кобыльему молоку и применяется такой эпитет, странный с точки зрения современного человека. Еще одним популярным цветом в древнерусской литературе является красный. Но отношение к нему зависит от оттенка. Например, кровавые зори в «Слове о полку Игореве» символизируют массовую гибель русичей, а червленые щиты воинов, напротив, внушают оптимизм. Ведь в данном случае «червленый» метафорически значит крепкий, надежный.
Синий и зеленый воспринимаются чаще нейтрально или положительно (небо и трава), но не тогда когда речь идет о синей мгле или зеленой тьме за окном. Желтый почти не встречается в древнерусской литературе, а близкий к нему эпитет «золотой» обычно используется при характеристике предметов, принадлежащих князю: золотое седло, златоверхий шатер и т.д. Интересно, что серый занимает в сознании русских промежуточную позицию между добром и злом, он характеризует персонажей сильных, быстрых, умелых. Например, в известной сказке Серый волк помогает Ивану-царевичу, потому что сам принял такое решение.
Со временем изменилась жизнь русских, другим стало и восприятие окружающей действительности. Отождествление цветов с объектами природного мира ушло в прошлое. Развитие художественных промыслов и различных отраслей хозяйства приблизило цветовую палитру жителей Руси к ее современному восприятию.
Древняя Русь
Кандидат культурологических наук Эльвира Викторовна Гмызина в своей научной работе «Цвет в культуре Древней Руси: слово и образ» отметила, что восприятие цвета русскими людьми менялось от века к веку. На заре становления народа еще не было противопоставления людей и природы. Далекие предки различали и выделяли из окружающего мира лишь те цвета, которые были важны для их выживания. Огонь и вода, растения и животные первыми раскрасили реальность, воспринимаемую людьми. Поначалу жители Древней Руси отождествляли цвет и его проявление. Для них белый – это свет, красный – это кровь, зеленый – это трава. В дохристианский период люди рассказывали легенды и мифы, в которых цвет имел оценочную функцию. Например, противопоставление белого лебедя и черного ворона воспринималось с точки зрения борьбы добра со злом. Отрицательные персонажи и негативные явления часто описывались в темных тонах, а положительные – в светлых.
Черный, белый и красный были для людей с мифологическим сознанием основными цветами, не случайно легендарное Мировое дерево в русской культуре изображалось с белой листвой, черными корнями и красным стволом.
Затем, с приходом христианства на Русь началось противопоставление человека природе. Изменился уклад жизни, и восприятие цвета тоже претерпело трансформацию. Палитра окружающего мира стала отражать эмоциональное отношение человека: черная тоска, золотое сердце, красная девица. Социальное расслоение общества на князей, бояр, воинов, купцов, ремесленников и крестьян привело к тому, что цвета стали обозначением различных сословий. Не случайно в преданиях того периода княжеское одеяние и амуницию часто называют белыми, хотя на самом деле они могли быть какого угодно оттенка. А удалых купцов обычно изображают в красных кафтанах.
Как отличить подделку?
Конечно, лучше бы чтобы распознаванием подделки занимался ювелир или пробирная палата. У них есть современные приборы, дающие самый точный результат, эти приборы никак не смогут повредить золотое изделие. Точно установить подлинность золота могут только они.
Но если нет такой возможности, то можно попробовать и самому.
Нужно внимательно осмотреть изделие: есть ли у него сколы, царапины, легкое стачивание. Некоторые не чистые на руку люди, именно так могут снять верхнюю часть золота с золотого предмета, и продать по обычной стоимости.
На монетах всегда указывают: номер монетного двора, выпустивший эту монету, пробу, лигатурную массу, как обозначается металл по Менделеевской таблице.
На лицевой стороне монеты всегда изображён гербовый знак государства, художественную символику или эмблему банка, который её выпустил. А вот с другой стороны обычно чеканят какие-нибудь значительные памятные события или портреты великих людей.
Также не стоит забывать, что ювелирные изделия из золота всегда тяжёлые. Так как этот материал самостоятельно не сможет удерживать форму, и к нему всегда добавляют, более тяжелые сплавы. Поэтому изделия из золота не могут быть лёгкими.
Смотрим и называем
Академик РАН Александр Михайлович Панченко посвятил этой теме научную статью «О цвете в древней литературе восточных и южных славян», которая была опубликована в сборнике «Труды отдела древнерусской литературы» (Пушкинский Дом, 1968 год издания). Автор написал, ссылаясь на данные физиологов, что человеческий глаз различает примерно 150 разных цветов, каждый из которых имеет сотни оттенков. Но в мире нет ни одного языка, который описывал бы все это разнообразие. И в обычной жизни, и в художественной литературе для обозначения цвета люди во все века использовали лишь ограниченное количество слов. При этом, «…диспропорция между реальными возможностями зрения и языком была исторически изменчивой». Как доказали ученые, чисто с физиологической точки зрения все люди видят мир одинаково: строение глаза идентично у представителей всех рас и народов. Но целый ряд социально-культурных и психологических особенностей меняет восприятие цвета разными людьми. Считается, что наши первобытные предки делили все объекты природы на светлые, темные и красные. Их мир был трехцветным. Примечательно, что в языках народов, преимущественно занимающихся земледелием, больше слов, обозначающих разные оттенки зеленого, чем у кочевников-скотоводов. Это различие обусловлено бытовыми и экономическими факторами. Земледельцам важно наблюдать за ростом сельхозкультур, тогда как животноводы не нуждаются в доскональном разграничении салатового, изумрудного или оливкового. В языках многих тюркских народов синий и зеленый, вообще, считаются оттенками одного цвета, который называется «кук».