Самые дорогие драгоценные камни мира

Осмотр драгоценных камней, расчет их веса и классификация камней по цвету и чистоте – это и есть оценка их стоимости. В большинстве оценок ювелирных изделий именно камни составляют большую часть их стоимости.

При оценке ювелирных камней во внимание принимаются главным образом следующие характеристики: цвет, прозрачность, огранка и размеры. В некоторых случаях на формирование цены драгоценных камней оказывает влияние география месторождения .

При оценке ювелирного изделия с цветными камнями необходимо ответить на следующие вопросы:

  • какой это камень (его название),
  • природный ли это камень или синтетический,
  • хорошая ли у камня огранка,
  • не много ли в нем включений, которые отрицательно влияют на его красоту,
  • красивый ли цвет у камня,
  • природный ли у камня цвет,
  • подвергался ли камень облагораживанию.

Оценка массы камня

Масса и размеры влияют на ценообразование драгоценного камня. Обычно чем больше масса камня, тем выше цена за карат. Но если камень очень крупный ( более 50-ти каратов), то цена может быть снижена, потому что продать такой камень сложнее из-за очень высокой стоимости, если только это не редкий драгоценный камень. Нужно учитывать тот факт, что камни одной массы имеют разные размеры, так как удельный вес у них разный. Некоторые драгоценные камни чаще имеют крупные размеры (сапфир), для других чрезвычайно редка масса более 5 карат , поэтому они оцениваются дороже ( рубин).

Цена за карат (200 мг) – наиболее распространенная единица сравнения для цветных камней. Масса ювелирных камней указывается в каратах с точностью до второго десятичного знака. Округлять в сторону увеличения можно, если только третий десятичный знак — 9. Для незакрепленных цветных камней массу вставки устанавливают взвешиванием на электронных каратных весах.


Электронные весы для взвешивания незакрепленных камней

Для определения массы закрепленных в ювелирном изделии камней рекомендуется использовать измерительные приборы (типа «Лаверидж», ИЧТ-10) и различные калибры.


  • Лаверидж


  • Каратомер

II. Чистота

“ Я – всего лишь красивый, аккуратно обтесанный монгольский мальчик.” Юл Бриннер

Чистота цветных драгоценных камней является лишь вторым по степени важности показателем при их оценке. Природные цветные камни практически никогда не бывают столь же чисты как алмазы, и они не могут оцениваться по тем же, что и бриллианты, критериям. Такие популярные и дорогие драгоценные камни как изумруды, рубины и александриты исключительно редко бывают чисты. Чистота и прозрачность конечно всегда желательны, но цвет все равно имеет первостепенное значение. Драгоценные камни имеют различный химический состав, различную кристаллическую структуру, росли и вызревали в различных геологических условиях. Некоторые из них вообще никогда не бывают чистыми и полностью прозрачными. И если от Аметистов, Топазов, Цитринов, Кунцитов, Танзанитов, желтых Бериллов и Хризобериллов еще можно ожидать отсутствия видимых невооруженным глазом включений, то трудно или даже очень трудно рассчитывать на это для Александритов, Сапфиров, Рубинов, Андалузитов, Иолитов, Гранатов, Шпинелей, Турмалинов… Ну а если повезло — готовьтесь заплатить серьезную цену…

В некоторых случаях очень сильные включения в камнях являются не недостатком, а наоборот – достоинством, и значительно увеличивают ценность камня. Лучшие звездачатые сапфиры и рубины, хризобериллы и скаполиты с эффектом «кошачего глаза» как правило почти непрозрачны. Эти камни – очень сильно включенные, но микроскопические по размерам включения отражают особым способом свет и производят эти эффекты — «многолучевой звезды» или «кошачьего глаза»..

Определение формы и вида огранки

Ограненным называется камень с плоскими полированными поверхностями – гранями. Понятие «огранка» включает в себя пропорции и отделку драгоценного камня. Оно так же относится к форме или дизайну, полученным в процессе обработки.


Различные виды и формы ювелирных камней

Форма и вид огранки драгоценного камня должны обеспечивать его внешнюю красоту, высокую степень игры и блеска. Для некоторых камней существует базовая (традиционная) форма: для изумруда — изумрудная форма («октагон»), для сапфиров — овальная и т.д.

Вид огранки определяется рисунком и количеством нанесенных на вставку граней. Форма огранки определяется формой контура рундиста в плане.

Формы огранки

Оценка качества обработки

При оценке качества обработки ювелирного камня учитываются красота, привлекательность, практичность очертаний, приданных камню, его размеры, насколько легко камень может быть оправлен в изделие, а также излишний вес, который ничего не добавляет в аспекте красоты камня. При общей оценке огранки, учитывается финишная отделка (качество полировки и отсутствие сколов).


Международные рекомендации по огранке камней фантазийных форм

Основные размеры камней, соотношения в размерах, радиусы сопряжений, допуски и предельные отклонения по параметрам камня приводятся в соответствии с ОСТ 25.770-87:

А (совершенная. Это оптимальные углы наклона граней коронки и павильона, отличная полировка; разгранка граней коронки не допускается.

Б (хорошая). Это правильная симметрия; поверхность может иметь небольшие царапины и следы инструмента при достаточно хорошей полировке; на рундисте могут быть рассредоточенные микросколы и осыпи, размером до 0,1мм., едва различимые невооруженным глазом, но легко различимые при 10 кратном увеличении. Скидка 5 -10%.

В (удовлетворительная). Это очевидные недостатки огранки, легко различимые невооруженным глазом; отклонения от правильной геометрической формы; непараллельность площадки относительно плоскости рундиста; отклонение шипа вставки относительно оси; царапины, сколы рундиста и шипа размером до 0,2мм;, плохая полировка. Скидка 10 — 30%.

Г (плохая). Это значительные недостатки огранки, видимые невооруженным глазом: несимметричное расположение граней, сильно нарушенные пропорции, значительное искажение поверхности, крупные царапины и сколы на всей поверхности камня или плохая полировка. Скидка 30 — 50%.

Отклонение шипа вставки относительно оси

IV. Вес (карат)

“ Не надейся дешево купить то, что стоит цену золота в тройном весе этого…” Джон Барлетт.

Карат — метрическая единица веса, используемая для описания веса драгоценного камня. Карат равен одной пятой грамма и в одном грамме — пять карат. Драгоценные камни чаще всего продаются на вес, а не по размерам. Менее ценные материалы или же наоборот – наиболее ценные, могут быть огранены в калиброванные стандартные размеры, обычно используемые создателями драгоценностей. Стоимость 1 карат крупных драгоценных камней всегда выше, чем 1 карата мелких аналогичного качества.. Соотношения цен за 1 карат в зависимости от веса различны для разных камней.. Но усредненно мы можем предложить следующую шкалу:

(1/2 – 1cts) = цена ($x/cts).

(1 – 2cts) = цена (2$ x/cts.)

(2 – 3cts) = цена (4$ x/cts.)

(3cts. +) = цена ($4-5x/cts. +)

(5cts. +) = значительное многократное изменение цены.

Вес камня зависит от его размера, но для каждого вида камней такая зависимость сугубо индивидуальная. Все драгоценные камни имеют различную плотность, а от этого показателя зависит масса единицы их объема. Бывают очень легкие камни, такие как опал, и бывают особенно тяжелые камни, такие как сфалерит или циркон. К примеру, круглый 1-каратный бриллиант с идеальными пропорциями будет иметь диаметр 6.25мм. Такой же точно по форме и размеру опал будет весить 0.70 карат, а циркон потянет на 1.40 карат.

Происхождение ювелирного камня

Исторически сложилось так, что за эталон качества того или иного камня принимаются камни из определенных месторождений. Так, наиболее престижными и красивыми считаются рубины из Бирмы, сапфиры из Индии, изумруды из Колумбии. Цена таких камней может иметь надбавку к прейскурантной цене до 30%.


Изумруд из Колумбии

Установить из какого месторождения был добыт тот или иной камень, достаточно сложно. Доказательства должны быть основаны на глубоких исследованиях различных типов включений и дефектов, которые имеются у камней из разных месторождений. Но есть некоторые особенности, которые позволяют предположить место происхождения.

Так присутствие хрома в качестве окрашивающего вещества в бирманских рубинах часто является причиной их сильной люминесценции, которая заметна при искусственном освещении. Эта люминесценция делает цвет камня более насыщенным, зачастую камень кажется будто бы освещенным изнутри, мерцает как раскаленный уголь. При дневном освещении такой камень может выглядеть бледно-розовым. То же самое относится и к рубинам из Шри-Ланки.

Тайские рубины своей окраской обязаны присутствию железа, поэтому обладают коричневым оттенком, слегка напоминающим гранат. Железо поглощает люминесценцию, в результате при искусственном освещении тайские рубины не демонстрируют такой огонь, как бирманские и шри-ланкийские. При дневном освещение разница не столь очевидна.

Кашмирские сапфиры сохраняют цвет при искусственном освещении, что для сапфиров из других месторождений не характерно. Наиболее сильно меняют цвет шри-ланкийские сапфиры, при искусственном освещении они становятся почти фиолетовыми.

Кроме того, для камней каждого региона характерны особые включения. Колумбийские изумруды имеют включения сразу «трех стадий»: это плоские полости с зазубренными краями наполненные жидкостью и содержащие также кристаллы или пузырьки газа. Кроме того, в колумбийских камнях можно обнаружить небольшие кристаллы кальцита или флюорита. Для изумрудов из Сандаваны характерны включения тремолита, похожие на длинные иголки.

Облагораживание ювелирных камней

Облагораживание ювелирных камней , т.е.улучшение их качества и цвета, — это процесс, который ведет свою историю с древних времен. При оценке ювелирного украшения с драгоценными камнями необходимо определить подвергались ли камни облагораживанию. Важно также помнить , что в антикварных изделиях наиболее часто встречаются так называемые составные камни. Составные камни – это камни, состоящие из нескольких частей. Существует два типа составных камней — дуплеты и триплеты.

Дуплеты создаются путем соединения двух частей подлинного камня с помощью окрашенного клея, в результате чего камень становится «крупнее» или приобретает более приятный цвет. Триплеты монтируются из трех частей.

Наиболее часто встречаются фальшь-дуплеты, у которых верхняя часть-это гранат, изумруд, сапфир, рубин, нижняя – стекло.Очень часто встречаются опаловые дуплеты.

Дуплеты можно выявить по месту соединения двух частей в области рундиста: при обследовании между двумя частями можно рассмотреть тонкую полоску связующего вещества.


Триплет турмалина

Сегодня необходимо знать, что многие технологии облагораживания камней являются вполне «законными» и не могут считаться мошенничеством. Однако некоторые способы обработки применяться в отношении отдельных видов камней не должны, так как происходящие при этом изменения не носят постоянного характера и со временем цвет может стать таким же, каким он был раньше.

Справочные таблицы по рыночной оценке ювелирных камней

В таблице ниже отражены цветовые характеристики популярных ювелирных камней, цены на них и наличие в продаже. Цены приводятся только для ограненных ювелирных камней. Камни, обработанные в стиле «кабошон», часто стоят дешевле. Цены даются для камней «хорошего» и «экстравысокого» качества. Камни коммерческого качества, которые используются в изделиях массового производства, стоят значительно меньше. Цены даются в диапазоне. Причем, чем больше разброс цен на какой либо камень, тем большее значение приобретают качественные различия геммологических характеристик.

Рыночные цены на ювелирные камни

Название камняЦветРыночные цены (розница) долл. США за каратНаличие в продаже
аквамаринот бледно- голубого до умеренно-синего1-5 кар:50-600 5-10 кар: 170-1200Часто имеется в наличии
изумрудот желто-зеленого до голубовато-зеленого1-2 кар: 1150-18000 2-4 кар: 2000-25000высококачественные встречаются редко, другие обычно имеются в продаже
александритменяет цвет с зеленоватого при дневном свете на красноватый при освещении от ламп накаливания1-2 кар:2200-18000крупные встречаются редко
рубинот красного до желто-красного1-2 кар: 900-10000 2-4 кар:1800-32000качественные с природным цветом встречаются очень редко
голубой сапфирот ярко-голубого до чернильно-синего1-2 кар: 300-2900 2-4 кар:1200-14000кашмирские с природным цветом встречаются редко, другие довольно часто
зеленый сапфирот чистого зеленого до желтовато-зеленого1-3 кар: 40-180 3-5 кар: 100-220чисто зеленый цвет встречается редко, другие довольно часто
розовый сапфирот светло до темно-розового1-2 кар: 600-4800 2-3 кар: 800-5600при массе до 1 карата встречается довольно часто
желтый сапфиржелтый ( большинство камней подвергается тепловой обработке1-5 кар: 120-1200 5-10 кар: 400-1500крупные встречаются редко, другие на хорошем уровне
лунный каменьОт молочно-белого до голубовато-белогоДо 1 кар: 50-180 3-4 кар: 800-1200белый на хорошем уровне, остальные цвета на удовлетворительном уровне
гранат (альмандин)от пурпурно-красного до чистого красного1-5 кар: 10-40 5-10 кар:16-60на удовлетворительном уровне
гранат (демантоид)от желто-зеленого до ярко- зеленого1-2 кар: 800-1800 2-3 кар: 2000-12000на удовлетворительном уровне
гранат (родолит)красно-фиолетовый1-5 кар: 20-180на удовлетворительном уровне
гранат (спессартин)от коричнево-оранжевого до красновато-коричневого1-5 кар: 8-60 5-30кар:24-160нНа удовлетворительном уровне
жемчуг культ. круглыйсеребристый, серебристо-белый, белый, кремовыйнитки 6-6,5 мм:500-2000 8-8,5 мм:1700-11000 9-9,5 мм:4400-27000высокого качества более 8 мм встречается редко
жемчуг культ. Южного морясеребристый, серебристо-белый, белый, кремовыйза одну жемчужину 11-12 мм:1500-5600, свыше 16 мм:12500-25000высокого качества более 16 мм встречается редко
жемчуг культ. рисовыйвсех цветовстандартные нитки: 5-20на хорошем уровне
Жемчуг культ. Таитичерный от темно-серого до зеленоватого не окрашенныйза одну жемчужину 9-10,5: 800-3600, свыше 12 мм: 2500-5000небольшие на хорошем уровне высокого качества более 10 мм встречается редко
перидот ( хризолит)от желто-зеленого до темно-зеленого1-5 кар:25-150 5-10 кар:50-130Крупные встречаются редко
аметистот фиолетово –красного до темно-фиолетового1-5 кар: 6-125 5-20 кар:10-150на хорошем уровне
цитринот желтого до желто-коричневого1-20 кар: 5-60на хорошем уровне
шпинельрозово-красно-коричневая1-3 кар: 70-1200 3-5 кар: 150-4000на хорошем уровне
голубой топазголубой, ярко-синий1-5 кар: 2-16 5-20 кар: 200-1600на хорошем уровне
розовый топазрозовый, желтовато-розовый1-3 кар: 150-1500на хорошем уровне
турмалинширокий диапазон окраски1-3 кар: 40-360 5-10 кар: 120-800на хорошем уровне
цирконбледно-голубой (обычно подвергается тепловой обработке)1-5 кар: 30-300 5-10 кар: 70-500на хорошем уровне
опал благородный белыйс опалесценцией в голубых и зеленых тонах1-12 кар: 50-170на хорошем уровне
огненный опалярко-оранжевый1-10 кар: 200-1400на хорошем уровне

Все геммологи вне зависимости от своего опыта время от времени сталкиваются с камнем, который они не могут однозначно идентифицировать. Такая ситуация требует консультации с другим геммологом или геммологической лабораторией. В подобном случае сообщите своему клиенту о проблеме с идентификацией и отложите оценку до тех пор, пока не решите эту проблему.

В некоторых случаях оправы могут препятствовать однозначной идентификации. Для того, чтобы решить эту проблему, необходимо всего лишь вынуть камень из оправы. Обязательно получите от своего клиента освобождение от ответственности в письменной форме, прежде чем начинать эту процедуру.

Инвестиции в цветные ювелирные камни

В последние годы в мире усиливается тенденция вкладывать деньги в приобретение драгоценных камней. Такие капиталовложения рассчитаны на длительное время, поскольку цена на камни неуклонно растет. В отличие от большинства других красивых вещей, которые люди покупают, чтобы использовать ( автомобили, меха, мебель и т.п.), драгоценными камнями можно пользоваться без ущерба для их стоимости. Инвесторы обычно вкладывают деньги в ювелирные изделия и драгоценные камни, чтобы защитить свои средства от обесценивания и получить доход, при этом другие преимущества от владения ювелирным изделием в расчет не берутся.

Исторически рынок драгоценных камней существовал всегда. Драгоценные камни не подвержены тенденциям моды; они не входят в моду и не выходят из моды; они невелики по размерам, поэтому их легко перемещать и хранить; они всегда доступны владельцу и при необходимости он может их показать.

При инвестициях в драгоценные камни следует уделять особое внимание проверке их подлинности и определению их истинного качества и истинной стоимости.

Драгоценные камни не подходят для краткосрочного вложения средств. В большинстве случаев в зависимости от цены, которая была уплачена, и темпов повышения стоимости необходимо минимум пять лет для того, чтобы покупка драгоценных камней вышла на уровень безубыточности.

Существует проблема ликвидности. Если вы не ювелир и не профессиональный дилер, найти быстро покупателя на камень очень трудно.

И тем не менее максимальные цены практически на все камни за последние 30 лет выросли от 3 до 67 раз. Учитывая динамику цен на бриллианты – примерно 2,5 раза, можно сделать вывод о сближении цен бриллиантов и редких цветных камней.

Ниже приводится обзор максимальных цен во времени ( с 1960 по 1990 год) на камни наилучшего цвета и высокого качества.

Рубин чисто красный, 1 — 10 карат. Самый дорогой из цветных ювелирных камней. Цена за этот период выросла в 7 раз. Цена зависит больше от каналов поставки и меньше от качества камня.

Изумруд ярко-зеленый, 1 — 10 карат. Коэффициент популярности изумруда постепенно падает. В цене вырос на 6 раз. Спрос повсеместный.

Александрит с хорошим цветовым реверсом, 3 — 10 карат. Вырос в цене в 25 раз. Велик разброс цен.

Звездчатый рубин с четкой звездой и хорошим цветом, 1 — 10 карат. Чуть дешевле простого рубина. Особенно востребован в США. Популярность увеличивается, рост цены в 14 раз. Велик разброс рыночных цен.

Сапфир ярко-синий, 1 — 10 карат. Очень сильно подорожал, в 45 раз. Сильный разброс цен в зависимости от поставщика.

Звездчатый сапфир красивого цвета с четкой звездой, 1 — 10 карат. Устойчивый рост популярности в 20 раз. Сильный разброс цен.

Демантоид, 1 — 10 карат. Новые месторождения в Африке дали импульс к росту популярности. Подорожал в 20 раз.

Опал белый благородный, 1 — 10 карат. Подоражал в 14 раз.

Топаз, 5 — 15 карат. Стабильный рост популярности в 20 раз. Разброс цен отсутствует. Популярен во всем мире.

Зеленый турмалин, 5 — 15 карат. Цены и популярность выросли в 67 раз. Разброс цен на рынке значительный ( примерно 10 раз).

Красный турмалин, 5 — 15 карат. Подоражал в 30 раз. Громадный разброс цен.

Аквамарин голубой, 3 — 15 карат. Пик популярности пройден, но спрос устойчивый. Цена за 30 лет увеличилась в 6 раз.

Приложение

В помощь оценщику

III. Огранка

“ Родившийся в огне, ртом надутый и получивший свою форму от рук и сердца.” Уотерфордский стакан

Самый обычный метод огранки драгоценного камня должен должен превратить его поверхность в набор плоскостей, которые мы называем фасетами, или гранями. Именно они придают камню его окончательную форму. После огранки применяется полировка – самый древний из известных способов обработки поверхности камня. Именно огранка придает драгоценному камню его красоту и блеск. При идеальной огранке камень отражает и преломляет почти весь поток проходящего через него света.. Важнейшее значение имеют углы и взаиморасположение граней, от этого зависит «блестючесть» камешка..

Почему не каждый камень имеет идеальную огранку и пропорции?

Природа дарит нам сырой материал в очень большом разнообразии форм и размеров. Многие кристаллы могут быть очень плоскими, необъемными. Только благодаря своему опыту и таланту огранщик может попытаться максимизировать результат и произвести наибольшие по размеру и весу камни из доступного материала. Так как драгоценные камни продаются на вес, большие камни обычно стоят дороже, чем мелкие камни. Цена за 1 карат больших камней как правило выше, чем для мелких. Именно поэтому огранщик всегда старается выжать максимум размера и веса из имеющегося материала. При этом часто на поверхности камня могут оказываться включения, пузыри, раковины, каверны, и чтобы их скрыть, огранщику приходится пренебрегать идеальными пропорциями.

Что можно сказать относительно пустот и пузырей в драгоценных камнях?

Профессиональные добросовестные ювелиры, геммологи и дилеры всегда сообщают о наличии пустот или пузырей при описании или продаже драгоценного камня, оценивая его чистоту… Пустоты и пузыри в драгоценных камнях – нечто, что можно легко заметить, особенно в чрезмерно плоских камнях.. Пустоты и пузыри вызывают снижение или полное отсутствие отражения и преломления света в центре камня, а это приводит к снижению блеска, к ухудшению «игры» камня..

Почему все же драгоценные камни с пустотами и пузырями производятся и поступают в продажу?

Ответ очень прост! Некоторые камни настолько редки в больших размерах, что нельзя пренебрегать ими даже несмотря на наличие пустот и пузырей! Обремененый пузырем или пустотой внутри 3-каратный бирманский рубин почти всегда будет стоить больше чем ограненный из него же идеальный рубин весом в 1 карат! Не существует каких-либо общепринятых стандартов в оценке качества огранки цветного камня. Этот критерий – наиболее субъективный для любого эксперта. На самом деле все зависит только от самого огранщика. Это профессия, которой можно научиться, но нельзя стать в ней одним из лучших, если нет таланта, данного свыше.. Говорят, что огранщиками становятся, а ОГРАНЩИКАМИ – рождаются.. Большая или меньшая степень заметности включений, игра камня зависят не от мнения эксперта, не от мастерства ювелира, а только лишь от него – от Его Величества – Талантливого Огранщика!!!

Влияет ли огранка на насыщенность цвета драгоценного камня?

Часто приходится слышать этот вопрос.. А ответ на него тоже очень простой. Конечно, влияет, и еще как! Любой драгоценный камень не только станет легче, если уменьшить его размер. Изменится и насыщенность цвета. Любой камень при уменьшении размера выглядит светлее, а при увеличении размера – темнее. Огранщики, учитывая в своей работе множество факторов, в том числе и этот, частенько гранят из очень темного материала не один большой камень, а несколько средних или много мелких.. При этом их суммарная ценность, благодаря лучшему цвету, превышает ценность 1 крупного! А для светлых камней – все то же самое, но только строго наоборот.. Можно взять в руки, например, пару топазиков.. Один маленький, несколько миллиметров, другой – булыжник на сотню карат. Для непосвященного глаза эти два камня будут иметь совершенно разный цвет – бледная голубая немочь и яркий синий камень! А на самом деле оба имеют одинаковый цвет, различается лишь их видимая интенсивность, насыщенность.. К сожалению для всех нас, даже в чистейшем прозрачном бриллианте некоторая часть светового потока не только преломляется и отражается, но еще и расссеивается и поглощается.. Чем темнее камень, тем больше степень рассеивания и поглощения цвета. Чем большее количество света поглощается или рассеивается, тем темнее выглядит камень. Мы ценим драгоценные камни за их красоту, за цвет, за их «игру». Камни с чистыми яркими цвтеами, с хорошей чистотой очень редки.. Иногда специалист видит, что у него в руках находится камень, уже ограненный. Но – ограненный неудачно.. Нередко такие камни отдают на перегранку опытному огранщику. В результате, даже с учетом потери 30-50% веса, получаются значительно более красивые и ценные камни..

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]