Антикварный рынок алмазов различает несколько разновидностей огранок, присущих той или иной эпохе. К старинным огранкам относятся бриллианты, которые были добыты и обработаны в период 1300-1930 годы. В определённый исторический период камни обрабатывались принятым на тот момент способом.
Первые алмазы, найденные в Индии более 3 тысяч лет тому назад, не подвергались обработке, хранились как священные реликвии. Начиная с 11 века алмазы стали носить в виде украшений, но камни были не огранёнными. Затем самоцветы стали полировать, придавая им блеск. Первоначально шлифовалась только одна поверхность кристалла, отделка получила название «таблица» или столовая огранка (Table Stone). Такой огранкой обработан самый большой в мире розовый бриллиант Дарья – Е – Нур и самый загадочный алмаз «Шах Джахана», который хранится в Алмазном Фонде России.
Ювелирных украшений с бриллиантами было крайне мало. Только коронованные особы могли себе позволить носить столь редкие драгоценности.
Огранка «роза» возвращается
Алмаз – самый твёрдый минерал в природе. Для его обработки требуется не менее твёрдый материал. Когда поняли, что самородок можно обработать таким же камнем, началась эпоха новых видов гранения. С 1477 года установилась мода на обручальные кольца, когда австрийский эрцгерцог подарил своей возлюбленной кольцо с бриллиантовой инкрустацией буквы «М». Невесту звали Мария. Традиция дарить в день помолвки колечко с бриллиантом сохраняется и поныне.
Далее стали появляться и усовершенствоваться инструменты огранщика. К эпохе 16 века относится огранка «роза», которая имеет 3-24 грани. Шлифуется камень по изогнутой поверхности, получается бриллиант с плоским дном и куполообразной короной. Кольцо с бриллиантом такой огранки получила голливудская кинодива Дженнифер Энистон в день помолвки в 2012 году. Поскольку в природе нет шарообразных алмазов, то при такой обработке камень сильно теряет в весе. Для ювелира важно максимально сохранить первоначальный вес самородка. Чем больше масса бриллианта, тем выше его стоимость.
Как выглядит неограненный бриллиант
Огранка алмазов изменяет природный самоцвет кардинально. Если сравнить кристалл до и после процесса, то сложно поверить, что это один и тот же камень. Придание формы и грани заставляют его сиять и переливаться всеми цветами радуги, дают прозрачность.
Бриллиант до проведения огранки выглядит совсем не так, как обработанный минерал:
- неровная форма;
- нет блеска;
- могут быть вкрапления, примеси;
- темного или черного цвета.
Бриллиант без огранки не имеет массового спроса, хотя есть отдельные коллекционеры, приобретающие именно такие камни, но это единичные случаи.
Гранение 17 века
В начале 17 века на алмазных шахтах в Бразилии самоцветы гранили таким образом, что рундист приобретал форму подушки. Углы обработанного алмаза скруглялись, камень смотрелся крупнее. Шахтная или подушковидная обработка сохраняла бриллиант от сколов на углах. Предыдущая огранка «таблицей» смотрелась скучно и была непрактичной. После открытия алмазных месторождений в ЮАР такой вид отделки бриллианта стал называться «старая шахтная огранка». В результате шлифовки максимально сохраняется первоначальный вес самородка. Усовершенствованной формой шахтной огранки является тип «кушон» с 57 гранями: 33 в короне и 24 в павильоне.
LiveInternetLiveInternet
Это обработка драгоценных камней для придания им определённой формы и максимального выявления их игры и блеска. Основные грани камня имеют свои названия. Верхняя горизонтальная грань называется таблицей или площадкой, а нижняя малая, также горизонтальная, грань — колетой. Если колеты нет, камень — в нижней части оканчивается шипом. Вокруг таблицы располагаются наклонные гран и, которые называются короной, пояс наклонных граней вокруг колеты называют павильоном. И, наконец, пояс узких вертикальных граней, разделяющих корону и павильоном, называется рундистой, или ободком. Распространены следующие формы (или виды) огранки драгоценных камней: бриллиантовая; ступенчатая (изумрудная, багет) — для прямоугольных или трапецеидальных в плане камней; специальные или фантазийные формы; маркиз (<�челночок>) — вытянутая, с заострёнными концами; груша, панделок — несимметричные, вытянутые в одну сторону, с одним заострённым концом. Часто применяются как подвески. Панделоки обычно вытянуты больше, чем груши; бриолет (<�капля>) — применяются как подвески в серьгах и др. изделиях; клиньями — применяется для сравнительно крупных прозрачных камней II, III-го классов; кабошон — гладкая выпуклая шлифовка без резко выраженных граней и рёбер, обычно применяется для непрозрачных или густоокрашенных камней. Для алмазов не применяется; роза — старинная огранка с плоской нижней частью, в настоящее время иногда применяется для мелких алмазов; таблица — вид огранки плоского камня с большой отполированной верхней поверхностью.
Ограненные камни состоят из следующих частей Рундист — это край или оконечность камня, которая образует его периметр. Это та оконечность, где смыкаются верхняя и нижняя части камня, то есть, по сути, своего рода разделительная линия. Именно здесь обычно фиксируется оправа. Корона — это верхняя часть камня, находящаяся над рундистом. Павильон — это нижняя часть камня, иначе говоря, та часть камня, которая находится ниже рундиста вплоть до его нижней точки. Калета — это самая нижняя точка камня. При осмотре ряда камней вы можете ее не увидеть, что, вероятно, свидетельствует о возможном браке, но в том, что касается цветных камней, может возникнуть вопрос о замысле огранки. Площадка (или таблица) — это плоская верхняя грань камня, и она же — его самая большая грань иногда называемая лицевым торцом. Термин «размер площадки» используется для характеристики ширины этой грани, которая зачастую выражена как процент от общей ширины этой камня.
Бриллиантовая огранка. Круглые бриллианты из всех форм огранки наиболее популярны, возможно, благодаря их сильной «игре» и большему возврату белого света к наблюдателю, чем в других огранках. При создании круглой огранки выход годного из алмаза значительно меньше, чем в случае других огранок. Это, наряду с высокой популярностью круглых бриллиантов, — две основных причины достаточно высокой стоимости этих камней. Круглая огранка устанавливает стандарты для других форм и составляет более 75% всех проданных на сегодняшний день бриллиантов. Эта 57 (58)-гранная форма состоит из короны (верхняя часть), рундиста (самая широкая часть) и павильона (низ). Для достижения максимальной игры в круглом бриллианте необходимо строго выдерживать определенные пропорции. Распространенные фантазийные формы.
Фантазийные формы огранки бриллиантов можно разделить на две группы клиньевые, по своим пропорциям приближенные к круглому бриллианту (маркиз, груша, овал, сердце, принцесса, радиант и т.д.) и ступенчатые (изумруд, багет и т.д.). Ступенчатая огранка сложена ярусами (ступеньками). У бриллиантов фантазийной клиньевой формы огранки: маркиза, груши, овала иногда может наблюдаться эффект «галстука-бабочки». Его появление связано с откланениями в пропорциях огранки и симметрии камня. Этот эффект негативно сказывается на внешнем виде бриллианта, поскольку на площадке появляется крупный темный блик (пятно) в форме «галстука-бабочки». Изумрудная огранка — представляет собой ступенчатую огранку при восьмиугольной форме камня.
Маркиз – клиньевая огранка в форме лодочки. Маркизы часто выбираются женщинами, позиционирующими стиль независимости. Это удлиненная форма создает эффект длинных и узких пальцев.
Груша – клиньевая огранка в форме капли. Эти привлекательные бриллианты часто используются в подвесках и серьгах. Многие из наиболее крупных когда-либо найденных камней были огранены в груши. В форме груши гранятся как крупные так и мелкие бриллианты. Крупный одиночный бриллиант в форме груша закрепленный в кольце, визуально удлиняет пальцы рук.
Овал – клиньевая огранка имеющая контур овала. Чаще эта форма используется для огранки крупных бриллиантов для закрепки в кольца, серьги и подъвески. Крупный одиночный бриллиант в форме овала закрепленный в кольце, визуально удлиняет пальцы рук.
Ступенчатая огранка — представляет собой такой тип огранки, при которой фасеты располагаются друг над другом, форма верхней площадки — многоугольник, боковые грани имеют форму трапеций или равнобедренных треугольников.
Принцесса – клиньевая квадратная или прямоугольная огранка с острыми углами. Огранка обладает очень хорошей игрой и высокой степенью бриллианции. Эта относительно новая огранка с большим количеством сверкающих граней часто используется как одиночые вставки в кольцах, серьгах и подъвесках. Нередко принцесса в кольцах сопровождается триллиантами по обеим сторонам. Для увеличения игры камня необходимо значительное увеличение глубины павильона до 70-78%. Большинство из квадратных и прямоугольных огранок не могут сравниться по своей игре (сверканию) с круглым бриллиантом, принцесса была специально разработана таким образом, чтобы приблизиться по этому параметру к круглой огранке. При покупке изделия с бриллиантом, ограненным принцессой, необходимо убедиться, что закрепка защищает четыре угла камня, наиболее подверженных сколам.
Огранка ашер – разновидность изумрудной огранки, имеющая форму квадрата и больше ярусов. Ашер позволяет владельцу выглядеть элегантным и величественным. Стиль этой огранки Арт-деко совмещает старомодный шарм с современными ограночными технологиями для формирования ослепительной бриллианции. Предпочтительными являются ашеры с равными длиной и шириной. Это отношение не должно превышать 1.1:1.
Это клиньевая огранка квадратной или прямоугольной формы, имеющая восьмиугольный контур. Радиант совмещает элегантность изумруда с бриллианцией и игрой круглого бриллианта. Для достижения большей игры камня приходится увеличивать глубину павильона при огранки, что в свою очередь влечет за собой увеличение массы камня. Огранка в форме радианта чаще используется для огранки одиночных крупных камней. Форме радиант способна улучшить цвет бриллиантов фантазийных цветов. Сердце – клиньевая форма огранки имеющая контур в форме сердца, основного символа любви. Это, по существу бриллиант в форме груши, расщепленный со стороны головки (см. Элементы огранки). При покупке такого бриллианта следует обращать внимание на ровность и четкость очерчивающей линии, поскольку красоту данной огранки, как ни одной другой, напрямую зависит от квалификации огранщика. Сердца обычно имеют равные длину и ширину.
Кабошон (от фр. caboche — голова) — способ обработки драгоценного или полудрагоценного камня, при котором камень приобретает гладкую выпуклую отполированную поверхность без граней, в отличие от фасетной огранки; а также обработанный таким образом камень. Обычно отшлифованный кабошон имеет овальную или шаровидную форму, плоский с одной стороны. В более широком значении слова, кабошоном называют шлифовку драгоценных и поделочных камней в отличие от огранки.
Огранка розой — фасетная огранка без площадки и нижней части. В зависимости от числа и формы фасет существуют разновидности — голландская роза, антверпенская роза, полуголландская роза, двойная голландская роза и другие. Разнообразные вариации огранки розой используются с XVI столетия. Основание камня в этом случае плоское, а корона состоит из треугольных граней, обычно 12 или 24, расположенных симметрично. Как правило, камень имеет округлую форму. Исключения составляют типы огранки бриолетт, антверпенская роза и двойная голландская роза. Огранка розой нечасто применяется в современных ювелирных изделиях, однако была очень популярна ранее.
Огранка таблицей или столовая огранка — простейший вид ступенчатой огранки с двумя «ступенями» — верхней и нижней. Верхнюю часть камня делают очень плоской для увеличения площадки — «таблички». Столовая огранка широко использовалась древними индийцами. В Европе она появилась во второй половине XIV в. в Нюрнберге. Известно много разновидностей столовой огранки, среди которых особое внимание заслуживают огранки «Мазарини» и «Перуцци», распространенные во Франции в XVII в. В настоящее время столовая огранка находит применение при создании очень тонких форм; ограненные таким образом камни, используются как крышечки для миниатюр, оправленных в перстни. Эти камни часто называются портретными.
Менее распространены следующие 4 варианта: кушон, фландерс, люцер, юбилей.