Голубое золото: история получения и состав синего металла

На протяжении многих сотен лет золото неизменно ассоциируется с блестящим желтым металлом. Современный ассортимент ювелирной продукции наглядно показывает, что золотые изделия могут быть самых разных оттенков. Так называемое цветное золото стремительно набирает популярность. Особое место среди возможных вариантов цвета благородного металла занимает голубое золото. Металл небесного или морского оттенков по праву считается самым красивым и необычным.

Общие сведения

Появление изделий из золота голубого цвета исчисляется тысячелетиями. Первыми мастерами, научившимися получать металла стали скифы. Некоторые ювелирные украшения, созданные мастерами из традиционного сплава с отделкой небесного цвета можно встретить и сейчас.

Из-за высокой исторической ценности, проводить химические опыты с древними экспонатами никто не решается. Поэтому секрет создания голубого металла окутан тайной и до сих пор никто не разгадал полный список, входящих в него компонентов. Однако есть информация о процессе создания голубого сплава, который практиковали древние алхимики. По их утверждению для получения необычного материала требуется всего лишь соединить железо и золото в пропорции 1:3. Например, берется 25% обычного сырья и 75% чистого драгоценного металла.

Подобным методом пользовались еще в 17 веке, а уже спустя три столетия известный ювелир Антониасси из Аргентины открыл способ получать сплав с содержанием 90% чистого золота. Небесный оттенок выходил за счет добавления кобальта в очень малых количествах. После удачного эксперимента, ювелир вынужден был огласить весь перечень используемых компонентов, а вот саму технологию их соединения друг с другом он скрыл. Получать голубое золото по рецепту Антониасси ювелиры не могут до сих пор.


Голубое золото – сплав из драгметалла 750 пробы и железа

Что представляет голубое золото для современных мастеров? Это сплав из драгметалла 750 пробы и железа. Несмотря на наличие в нем благородного сырья, ему присуще больше стальных качеств, нежели золотых. Если за изделиями из такого материала должным образом не ухаживать, они безвозвратно потеряют свои эстетические свойства.

Основное направление использование голубого золота — ювелирное. Из него получаются уникальные украшения, такие как кольца, кулоны, серьги и т.д. Необычного цвета металл можно встретить и в наручных часах. Чаще всего он идет для создания корпуса с последующим покрытием лаком. Лакирование особым составом позволяет уберечь поверхность от механических повреждений и делает уход за изделиями менее хлопотным.

Выбор светового оборудования по значению Тс

Функциональный подход к определению необходимой температуры света отличается от дизайнерских и специальных задач. В первом случае мы учитываем требования технических стандартов и опыт, накопленный в медицине, на производстве, в дизайне, архитектуре. Во втором — опираемся на эстетические предпочтения и логику декоративных решений. В третьем — выполняем проектные требования.

Температура света в функциональном освещении

2 основных вида функционального освещения — общее и местное. В зависимости от назначения помещения/зоны/объекта/ рекомендуется использовать оборудование со значениями Tc в диапазоне 2400… 7000 К.

Рекомендуемая цветовая температура искусственного освещения, К
ПространствоОбщее осв-ниеМестное осв-ние
Гостиные комнаты2800… 42002400… 4200
Спальни2400… 32002400… 3500
Детские2800… 32002800… 3500
Зоны общего пользования3200… 55003500… 5500
Кухни в квартирах2800… 32003500… 5500
Классы учебных заведений3200… 4500
Офисы4000… 65004000… 6500
Зоны отдыха2200… 32002200… 3000
Склады3200… 55003200… 7000
Цеха, мастерские4000… 70004000… 7000
Типографии65006500
Рекламные агентства4000… 55004000… 6500
Автомобильные трассы3500… 5000
Парки, бульвары5000… 70005000… 7000

Цветовая температура светодиодных ламп может соответствовать любому, обозначенному в таблице диапазону. Поэтому актуальный выбор между LED и ИС другого типа будет зависеть не от Tc, но от других технических, либо экономических параметров.


Рис. 7. Лампы Эдисона — одно из немногих направлений, где светодиоды пока проигрывают

Температура света и задачи дизайна

С помощью выбора ламп определенной спектральной характеристики дизайнер может:

  • подчеркнуть достоинства и смягчить недостатки помещения — например, ядовито зеленые стены станут нежно-салатными, если залить их оранжевым (2200 К) потоком; вульгарный кричащий красный смягчится от подсветки обычным желтым (3200 К); комната прибавит в габаритах, если подчеркнуть вертикали и горизонтали голубыми (7000 К) софитами;
  • сформировать особую эмоциональную атмосферу — лампы Эдисона (2000 К) помогут подчеркнуть интимность, уют бара, кафе, лаунж-зоны; холодная голубоватая подсветка добавит романтизма и пафоса залу античной скульптуры в музее; UV светильники (7000… 9000 К) в ночном клубе подчеркнут графичность поз танцующих, придадут фигурам инопланетной загадочности;
  • эффектно передать цветовые особенности товара на витрине магазина, поместив — мясо — под ИС 2800… 3500 К; рыбу — под металогалогенные или светодиодные лампы с цветовой температурой 4000… 6500 К; ювелирные украшения — под освещение 5500… 6500 К; мебель — под теплые светильники, а шторы и текстиль — под холодные белые.

Tc специальных ИС

Для выполнения отдельных технологических задач предусмотрено использование ИС с узким диапазоном световых волн. В установках обеззараживания воды и светильниках для дезинфекции воздуха стоят бактерицидные лампы с температурой света 12000 К и более. Источники 10000… 15000 К используют также для отверждения композитных клеев и конструкционных композитов в инжиниринге, стоматологии.


Рис. 8. Дезинфекция вагонов метро бактерицидными UV лампами

В растениеводстве применяют натриевые, металогалогенные и светодиодные источники узкого спектра. Необходимые значения их световой температуры зависят от стадии вегетации растений.

Проба и состав голубого золота

В основе голубых сплавов лежит золото 585 или 750 пробы. Получают их несколькими способами:

  • соединение золота и стали в соотношении 2:1 или 3:1. Иногда в состав входит хром и другие лигатуры. После этого материал приобретает свойства не ржаветь, но при этом обрабатывать его довольно сложно;
  • соединение с индием делает сплав от серо-голубого до насыщенного и синего цвета;
  • при соединении с галлием получают бледно-голубой оттенок.

Небесный цвет золоту придает также родирование. Процесс представляет собой гальваническое нанесение на поверхность изделия тонкой пленки родия. Это позволяет усилить блеск украшений, защитить их от повреждений и химических воздействий.

Цвета побежалости сварных швов. Дефект или искусство?

Когда смотришь на фотографии сварных швов, создается впечатление, что сварщики устроили своеобразное соревнование, у кого «круче раскраска». Здесь присутствуют все цвета и их оттенки: соломенный, розовый, зеленый, синий. Задаются ли они вопросом: как влияют цвета побежалости сварного шва на его свойства и могут ли они являться браковочным признаком? Задумываются ли над этим, кода получают красивые узоры, покрывающие металл в месте термического воздействия, или просто получают эстетическое удовольствие? Трудно сказать, но некоторые творения выглядят как картины Леонардо да Винчи.

Побежалостью называют тонкие прозрачные оксидные пленки, образующиеся на поверхности металла. Цвета возникают в результате физического процесса интерференции света в пленках, которые имеют разную толщину и способны отражать свет различной длины волны. Самые толстые пленки отражают короткие волны, по мере их утонения λ света увеличивается. Синему цвету соответствуют более разогретые участки, желтому – более низкотемпературные.

Появляются цвета побежалости в диапазоне температур от 400 оС до 200 оС на участке номер семь, который называют еще зоной синеломкости. Для низкоуглеродистых сталей при высоком содержании в ней кислорода, азота, водорода в этом месте наблюдается снижение величин пластичности и ударной вязкости.

В ряде нормативных документов, в частности в РД 03-606-03 цвета побежалости не определены как дефект, а только как образование препятствующее контролю и предписывается их удаление, зато в СТО-ГК «Трансстрой» 005-2007 они уже определяются как дефектный признак

Должно быть в последнем документе имеет место быть путаница: действительно, появление цветов побежалости на титане свидетельствует о его недостаточной газовой защите (что важно обеспечить в полной мере для этого металла), для низкоуглеродистых сталей недостаток защиты не является такой уж критичной вещью

Отдельно нужно сказать о появлении радужных пленок на поверхности коррозионостойких сталей в народе называемых нержавеющими. Появляются они в более широком диапазоне. Цветовая гамма меняется от синего (700 оС) до светло-соломенного цвета (300 оС) и свидетельствует о том, что слой оксида хрома, защищающий металл от коррозии нарушен. Ни один из цветов не является «безопасным» и может привести к образованию питтинговой коррозии. Стремитесь к серебристо-белому «блестящему хрому». Все остальное обязательно подлежит зачистке лепестковым кругом, металлической щеткой из нержавейки или вытравливается химически.

Несколько советов по сварке нержавейки:

Используйте газовую линзу, вместо цангового тела, чтобы обеспечить направленный поток защитного газа.

Трубы из нержавейки малого диаметра сваривайте с использованием сопла из кварцевого стекла, что позволяет вам лучше видеть и контролировать дугу.

Варите в пульсовом режиме, если есть такая функция в вашем инверторе, что уменьшит тепловложение и увеличит глубину проплавления.

Подбирайте режимы в соответствии с толщиной изделия.

Свойства и особенности

Процесс синтеза металлов для получения драгоценного сплава необычного цвета довольно трудоемкий. Детали из голубого сырья присоединяются к основной поверхности путем припаивания. Отличительной особенностью сплава является хрупкость, что передается и украшениям из него. Именно поэтому к ним необходимо относиться очень бережно.


Как выглядит голубое золото

Сплавы с добавлением сторонних компонентов, придающим золоту небесно-голубой или синий цвет, непластичны, материал нельзя вытягивать в нити и ковать, придавая ему желаемую форму. Это значительно ограничивает его использование и делает невозможным создавать изделия вычурной формы с множеством декоративных элементов.

Ювелиры предпочитают использовать голубой оттенок золота в качестве интересных вставок и элементов в изделиях. Например, красиво смотрятся серьги с рамкой из желтого золота и цветной серединой.

От чего зависит цвет металла

Возникновение цветных разновидностей золота обусловлено невозможностью использовать этот металл в чистом виде для создания ювелирных изделий. Как известно, чистое золото отличается мягкостью, вследствие чего этот материал можно применять в ювелирном деле только в форме сплава.

Именно добавление в состав различных химических элементов с целью укрепить металл оказало ключевое воздействие не только на физические свойства материала, но и на его цвет. Соединяя золото с дополнительными «укрепителями», ювелиры с удивлением обнаружили, что примеси словно подкрашивали металл, и полученное в конечном итоге вещество имело уже не желтый цвет.

Это неожиданное открытие подарило миру множество разнообразных цветных вариаций золота и фактически предоставило ювелирным мастерам полную свободу творчества — теперь они могли создать золотые изделия практически любых оттенков. Для одновременного укрепления и окрашивания в различные цвета благородный металл по сей день соединяют с такими элементами:

  • алюминием;
  • никелем;
  • палладием;
  • рубидием;
  • хромом и прочими.

На сегодняшний день на рынке ювелирных украшений представлены золотые изделия самых разных цветов. Помимо синего и голубого, к необычным (то есть нестандартным) оттенкам, пользующимся большим спросом, относятся:

  • белый;
  • зеленый;
  • красный;
  • фиолетовый;
  • черный.

Создание золота синего и голубого цветов — самый тайный процесс. Технология и нюансы получения металла именно этих оттенков тщательно скрываются производителями, поэтому известны лишь отчасти.

Современные методы получения

С развитием современных технологий стало возможным производить голубое золото в крупных количествах. При этом сохраняются его благородные качества. У каждой компании-производителя есть свои секреты и методы создания сырья, которые держаться в секрете от посторонних. Хотя стоит заметить, что в международной ассоциации ювелиров установлено правило, согласно которому любая инновация в методике получения металла должна открываться коллегам. Однако далеко не все фирмы выполняют данные требования. В большинстве случаев разглашаются какие-то общие принципы выполнения работ.

Для создания цветного золота материал проходит стадию воздействия высоких температур под большим давлением. Оттенки получаются благодаря одному из двух способов:

  • сплавление;
  • нанесение покрытия.

Первый метод считается самым надежным и крепким. В его основу положено химическое соединение, что делает его наиболее эффективным. На выходе изделия получаются не только целостными, но и долговечными.

Метод измерения температур по цветам побежалости и каления

Методом измерения температур по цветам побежалости и каления с давних времен успешно пользовались металлурги, кузнецы, термисты, а так же представители других профессий, включая станочников. Для измерения температуры этим методом, используются таблицы, в которых собраны шаблоны цветов побежалости и каления с описанием их оттенков и указанием значения температур, приводящих к появлению каждого из них.

Имеющие постоянную практику мастеровые и специалисты, таблицами, обычно не пользуются. Поскольку все цветовые оттенки и значения температур, связанные с их проявлениями, они знают на память. Когда же постоянной практики в этой области нет, полагаться на память, особенно на цветовую, пожалуй, не стоит. Путем визуального сравнения из той или иной таблицы, выбирается шаблон, цвет которого более похож на цвет контролируемой области объекта

Акцентирую ваше внимание на том, что при сравнении цветов шаблона и объекта, ожидать их полного, до идентичности совпадения, не следует

Достаточно именно похожести их цветовых оттенков. И тогда можно считать, что температура равномерно прогретого объекта, находится в диапазоне значений, указанных на цветовом шаблоне.

Часто на поверхности объекта проявляются сразу два смежных цвета. Не сложно догадаться, что температура этого объекта находится между средними значениями температур, указанными на обоих шаблонах. В сравнении с приборными измерениями, точность этого метода, конечно, меньшая. И все же, во многих случаях применения, например, при выполнении не особо ответственной закалки или отпуска, точности цветового метода вполне хватает. Что же касается обработки резанием, когда по цветам побежалости на движущейся стружке контролируется расстояние режущей кромки, причем, в разных ее точках, замены этому старому методу, пожалуй, не найти. Таблиц с цветами побежалости и каления в литературе и интернете опубликовано достаточно. Их интерпретации отличаются по форме и по содержанию, к сожалению, тоже. В отличие от большинства из них цвета, используемые в этом видео уроке шаблонов, выверены с помощью компьютера по реальным цветам каления и по цветам побежалости углеродистых сталей. Указанные на шаблонах названия цветовых оттенков условные. А их точная идентификация осуществима по указанному ниже так называемому цветовому коду html.

По этому коду, введенному в поиск, цвет любого их шаблонов легко найти в интернете. Готовые таблицы с цветовыми шаблонами для загрузки в мобильное устройство или для печати, можно скачать с сайта проекта. Возможные причины погрешностей при измерении температур Надо учитывать, что на цветовосприятие влияет общая освещенность помещения, а так же ее цвет, который может быть естественным, белым или желтоватым, исходящим от ламп накаливания. Это касается тех случаев, когда пытаются оценить цвета, полагаясь на память. При измерении температур по цветам побежалости, надо понимать, что ими отражается температура именно на контролируемой поверхности. А это не всегда соответствует температуре всей массы нагретого предмета. Если стоит задача нагреть предмет до определенной температуры, с контролем по цвету побежалости, его надо прогревать не через одну какую-то точку или поверхность, а равномерно, со всех сторон. Равномерность прогрева контролируется так же и по цветам каления. Одинаковый цвет накала в разных точках какой-либо области объекта свидетельствует о ее равномерном прогреве. И наоборот. Отслаивающаяся от раскаленной основы окалина охлаждается и нагревается быстрее, чем массив основы, что вносит искажение в реальный цвет поверхности. Это надо учитывать.

Источник

Варианты оттенков

Золотой сплав нетрадиционного цвета имеет несколько оттенков. Он может быть как светло-голубым, так и темным, насыщенно-синим, как сумеречное небо. Разнообразие цветовой гаммы напрямую зависит от количества, добавленного к золоту стороннего компонента.

Принято считать, что голубое и синее золото являются одним сплавом с дополнительными элементами. Однако это не совсем так. У них разный состав. Для создания палитры оттенков используют различные лигатуры. Соответственно и конечный результата будет отличаться. Впрочем, объединение всех полученных сплавов в один подвид цветной категории или разделение на самостоятельных представителей — исключительно субъективный выбор.

Стоимость изделий

Благородный металл синего и голубого цветов широко используется в ювелирной отрасли. Из этого материала обычно изготавливают вставки и элементы декора изделий, но можно встретить и самостоятельные украшения (кольца, запонки и т. д.). В любом случае изделия, где задействован этот необычный материал, отличаются невероятной красотой и мгновенно привлекают внимание.

Украшения из голубого и синего золота причисляются к эксклюзивным, поэтому их стоимость в десятки и сотни раз превышает среднерыночные расценки. Эти цветные разновидности считаются самыми дорогими из всех. По содержанию основного компонента изделия небесного цвета делятся на три категории, различаемым по пробам — 585, 750 и 958. Стоимость голубого золота за 1 г начинается от 10 тысяч рублей.

Использование голубого золота в украшениях

Узкая функциональность голубого металла сужает ассортимент изготовленной из него продукции. Чаще всего из такого золота делают корпуса и браслеты наручных часов, наборные изделия, нанизывая детали на проволоку и используя в комбинации с деталями из драгметалла других оттенков: розового, желтого, красного и белого

Украшения из голубого золота были известны в России в 17-18 веках и до сих пор не утратили своей ценности. Их часто можно встретить в ювелирных и дизайнерских коллекциях.

Уход и хранение

Процедура по хранению и уходу за украшениями из цветного золота практически не отличается от ухода за обычными изделиями. Только следует помнить, что голубой верхний слой на поверхности может повредиться из-за неаккуратного обращения.


Хранение голубого золота практически не отличается от ухода за обычными изделиями

Хранить голубые украшения лучше отдельно от других вещей и особенно камней. Любые загрязнения устраняются мыльным раствором. После водных процедур изделия вытирают насухо и укладывают на отведенное для них место.

Как отличить подделку

Покупая изделия из голубого, на первый взгляд, золота, можно получить совсем не то, за что заплатил. Не очень честные продавцы могут выдавать за дорогую вещь, дешевую подделку из сплава со сталью или родированное изделие. Проверить подлинность покупки можно по следующим критериям:

  • проба. Она должна быть ровной с соответствующим цифровым и буквенным обозначением;
  • должен присутствовать товарный знак производителя на внутренней стороне изделия или застежке;
  • магнитные свойства украшения. Если в составе есть железо или сталь, то изделие будет стоить дешевле, чем его аналог с добавлением галлия или индия.

Не рекомендуется применять к цветным украшениям народные методы проверки. Они не всегда бывают результативными. Также не стоит капать на металл уксусом или йодом, т.к. родированная поверхность устойчива к кислотам и не покажет, что скрывается под верхним слоем.
Единственный точный способ выяснить качество сплава — электронный детектор, который оценивает его электропроводность. Если же применить его на практике нет возможности, а продавец кажется подозрительным, то лучше не рисковать.

Роль Тс и других параметров при техническом нормировании освещения

При проектировании зданий и сооружений инженеры используют данные по нормированию параметров освещения из СНиП 23-05-95. Документ устанавливает правила выбора по следующим характеристикам (в порядке убывания значимости):

  • освещенность (Ev), лк = лм/м2 — главный параметр в списке;
  • цветовая температура (Tc), К или длина волны (λm), нм;
  • индекс цветопередачи (ИЦ, CRI или Ra), %;
  • Коэффициент пульсации, (Кп), %;
  • наибольшая допустимая яркость (Lmax), кд/м2;
  • Равномерность освещенности;
  • Удельная установленная мощность (Nуд), Вт/м2.

Определяющая функциональную достаточность освещения, освещенность точки пространства зависит от мощности и КПД ИС, геометрии помещения и высот расположения светильников и контрольной поверхности. Освещенность связана нелинейной зависимостью с Tc.

При малой Ev люди хуже видят красный, лучше — синий. Справедливо и обратное утверждение: чем выше Ev, тем лучше различаются оттенки красного и хуже — синего. Этот эффект отражен на графике визуального комфорта Круитхофа.


Рис. 9 Поле оптимизации Круитхофа

Благодаря кривым Круитхофа мы получаем возможность оптимизировать освещение равной степени комфортности, используя разные типы ламп.

Индекс цветопередачи характеризует способность истлчника света передавать естественные тона освещаемого объекта в сравнении с условным идеалом — отраженным полуденным солнцем (5500 К). Самые высокие индексы IRC демонстрируют лампы накаливания (до 98 %), а также металогалогенные и светодиодные ИС (до 95 %).

Остальные параметры нормирования напрямую не связаны с цветовой температурой.

Освещение отдельных типов объектов и систем может нормироваться отраслевыми техническими стандартами. Например, для автомобильных дорог в РФ действует ОДМ 218.8.006-2016.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]